Вологжанка спасает в Анапе птиц после экологической катастрофы

statics/images/arcticles/012025/15012025x65f67e3a.jpg
У всех, кто убирает мазут, появляются симптомы отравления, но люди не уходят со своего места, пока есть силы работать.
statics/images/arcticles/012025/15012025x21d66f85.jpg
Ангелине Тарасовой пригодились организаторские способности, чтобы объединить людей, спасающих птиц, в специальный штаб.
Фото из личного архива Ангелины Тарасовой
statics/images/arcticles/012025/15012025x035165e7.jpg
Дарья Тоцкая убирала мазут в Витязеве, где училась фридайвингу.

Вологжанка Ангелина Тарасова организовала в Новороссийске штаб волонтеров для ловли испачканных мазутом птиц и мойку для пернатых. После крушения танкеров, когда в Черное море вытекло порядка четырех тысяч тонн мазута, Ангелина уехала из Вологды сначала в Анапу, а затем в Новороссийск - и планирует работать здесь еще долго.

«Только здесь понимаешь масштаб случившегося»

«Я выехала из Вологды 20 декабря, - рассказала Ангелина Тарасова в интервью ИА «Вологда Регион». - Дома у меня муж и две собаки. В первые дни после разлива мазута, когда я смотрела телесюжеты из Анапы, думала, что все это не столь серьезно. Потому что, если смотреть на происходящее из Вологды, это абсолютно другая картина. 

А когда ты приезжаешь сюда, понимаешь, насколько огромны масштабы случившегося... В общем, я сказала мужу, что хочу поехать волонтером чистить птиц от мазута, он ответил: «Езжай». И буквально через три часа я уже уехала».

Сначала вологжанка отправилась помогать в Анапу, причем не с пустыми руками. С друзьями они закупили сачки для ловли птиц, заброды, фонари - примерно на 50 тысяч рублей.

Первоначально Ангелина работала на ловле птиц, затем ушла на мойку пернатых. Вологжанка - предприниматель (курьерская доставка, пункты выдачи маркетплейсов), у нее хорошие организаторские способности, поэтому неудивительно, что вскоре она стала координатором мойки.

- В первые дни у нас в Анапе через мойку могло до 200 птиц пройти, - говорит Ангелина. - А первичная обработка каждой из них занимает примерно около трех часов. Представляете, какой поток! А потом я увидела, что в Новороссийске тоже начинается работа по очистке птиц, и решила отправиться туда. А там как раз выбросило на берег примерно 20 - 30 дельфинов. Мы поехали с девушкой-волонтером из Иркутска делать пробы, считать дельфинов, скидывали координаты организации, которая занимается помощью этим морским млекопитающим. К сожалению, все дельфины были уже мертвые. Очень сложно их спасать, потому что они выбрасываются на берег уже фактически при смерти.

Я родом из Чагоды, несколько лет живу в Питере, а сейчас приехала в Анапу спасать дельфинов. Мне удалось присоединиться к команде других добровольцев. Вместе с ними я стала жить в одном из бывших пионерских лагерей. Нам обеспечили вполне комфортный бесплатный ночлег, да еще и обедом кормят, но за это мы обязаны очищать от мазута пляж именно этого лагеря, и ничью другую территорию. В один из дней я решила уехать в Утриш, где дельфины особенно пострадали, за что получила устный выговор. Как мне кажется, в чрезвычайных ситуациях так поступать не совсем этично, и волонтерам необходимо быть там, где их помощь наиболее необходима. 

Анастасия ВАХРУШЕВА, 
волонтер из Санкт-Петербурга

«У птиц из клюва вытекает мазут»

Когда Ангелина прибыла в Новороссийск, там еще не было волонтерского штаба. И тогда она решила открыть его. Сейчас в штабе задействованы 13 кураторов и порядка 170 волонтеров.

- Сначала создали штаб для волонтеров по ловле птиц, - рассказывает вологжанка. - Дело в том, что многие птицы после этой экологической катастрофы уже переселились сюда, в Новороссийск, ближе к чистой воде. Сейчас штаб по ловле птиц находится у нас на пляже Алексино. Выдаем инвентарь, обучаем волонтеров, как правильно ловить птиц, ведем подсчет. В основном оказываем помощь птицам, которые называются чомги. А вот чаек ловить очень сложно. Есть чайки, которые все в мазуте, а их просто нереально поймать, потому что они очень быстро улетают.

А в ночь с 6 на 7 января Ангелина и ее товарищи-волонтеры открыли в Новороссийске мойку для птиц. До этого их отправляли в Анапу.

- За несколько дней у нас через мойку прошло более 70 особей, - отмечает наша землячка. - А еще мы будем открывать помещение по передержке птиц. Чомги будут находиться под присмотром ветеринаров примерно неделю-две и после этого переправляться в реабилитационные центры.

По словам вологжанки, в Новороссийске волонтеров сейчас не хватает, потому что все в основном едут в Анапу. «Не хватает именно ловцов, потому что ловить птиц в Новороссийске сложно, - объясняет Ангелина. - Если в Анапе на берегу песок и ты можешь очень тихо подойти к птице, то здесь галька, и она постоянно шумит под ногами. Приходится чуть ли не подползать к ним.

Как говорит Ангелина Тарасова, волонтерам помогает администрация Новороссийска: привозит в штаб полноценное двухразовое питание, решает вопросы с проживанием. А сами волонтеры собрались здесь практически со всей России. Но вот вологжан Ангелина, к сожалению, больше не встречала, из северных регионов видела только добровольцев из Мурманска.

Что касается очистки берега Черного моря от мазута, то, по словам Ангелины, в Анапе сейчас собрались «очень крутые люди», которые используют различные модернизированные средства.

- Есть здесь и специалисты из Сколкова, - говорит вологжанка. - Они придумали способ обработки песка от мелких кусочков мазута. Используют тележку, ставят к ней генератор, делают сито и просеивают песок не вручную, а через него. При этом мазут остается в тележке, а чистый песок сыплется на землю. Сейчас еще придумали специальные сети, которые будут ограждать пляжи в несколько уровней для сбора нового мазута, который приносит с моря. Вообще, 

состав мазута М-100, который вылился в море, еще не очень изучен в режиме ЧС, поскольку до этого еще не было разлива такого типа нефтепродуктов. Проблема в том, что при повышении температуры этот мазут нагревается и начинает всплывать на поверхность. Из-за этого у испачканных птиц происходит интоксикация организма, и когда они попадают к нам в тепло, их моют и греют, у них из клюва начинает вытекать мазут.

По словам Ангелины, она планирует работать волонтером в Новороссийске до февраля. Но если понадобится - готова остаться и дольше. Птиц, которые нуждаются в помощи людей, здесь еще очень много.

Андрей ИВАНОВ, Светлана ШУБИНА, Ольга ИЛЬИНСКАЯ


Комментарии

Дарья ТОЦКАЯ, волонтер из Краснодара:

- Когда в Керченском проливе произошел разлив мазута, почти все мои знакомые были шокированы, пересылали друг другу видео с места катастрофы. Было ощущение боли, горя. В первое время многие плакали.

В конце декабря я закончила все рабочие дела и сразу же поспешила в Анапу, в Витязево, чтобы помочь чем могу. Ехала на попутке с другим волонтером, который на свои деньги купил лопаты и респираторы. Мы приехали в Витязево и сразу от КПП, который там открыли, ощутили мазутную вонь. Там стоят коробки с экипировкой, и, если тебе есть 18 лет, можешь сразу приступать к делу. 

Волонтер должен быть одет в защитный костюм, прорезиненные хотя бы с одной стороны перчатки, респиратор. Некоторые еще сверху обматываются пакетами и закрепляют их скотчем. Такие меры предосторожности нелишние: от постоянного нахождения в зоне бедствия у людей появляются признаки отравления и аллергической реакции, опухает лицо, краснеют и слезятся глаза, все постоянно принимают лекарства, без них никуда. По идее, работать можно два часа, а затем делать перерыв. Но когда ты грузишь в мешки сплошной черный ковер и видишь, что впереди такой весь пляж, ты понимаешь, что два часа - это просто ни о чем. Люди работают по четыре-пять часов. Сильные ветры очень быстро наметают песок, и мазут засасывает вниз. Иногда копаешь на полметра вглубь - а там мазут. И люди после тяжелой смены уходят с пляжа со словами «как мало мы успели сделать…».

Кто-то работает сутки и больше не может, кто-то четыре-пять дней. Я пробыла там двое суток, а потом у меня отекло лицо, и находиться дольше было невозможно, хотя я постоянно принимала препараты от аллергии. Видела среди волонтеров людей самого разного возраста - и совсем юных, и взрослых. Была даже супружеская пара, которым явно не меньше 65 - 70 лет. 

Что касается помощи волонтерам, то ситуация неоднозначная. Там, где я работала, было только два отеля, которые предлагали бесплатное проживание и питание. Многие мои товарищи селились по обычным отельным расценкам. Но какой-то отель пожертвовал миллион на аренду спецтехники для уборки мазута, бизнес помельче тоже вкладывается сколько может.

Светлана МАРТИНА, владелица пансионата в Джемете, Краснодарский край:

- Когда все случилось, я была в отъезде и приехала домой только в начале января. Естественно, сразу же посетила пляж на Пионерском проспекте, в том месте, где находится пансионат, в котором я работаю. Берег уже и тогда был чистым, в таком же состоянии находится и сейчас. 

Волонтеры, конечно, молодцы, поднялись всем миром - и местные, и приезжие. Отдали много сил, убирая мазут вручную, поскольку он распространился сверху шлепками различного размера. Позднее включилась тяжелая техника, которая собрала грязь глубже, и теперь даже запаха нет. Центральный пляж в Анапе по внешнему виду тоже стал чистым - мы отвозим туда волонтерам сладости и фрукты. Они ухаживают за птичками, отмывают от мазута тех из них, кто пострадал. Отдали им для работы одну из моек нашего пансионата. Волонтеров кормят, их расселили - кто-то предоставил свои гостиничные номера бесплатно, кто-то за символическую цену. 

С таким отношением мы должны все спасти. Хотя поначалу, как говорят мои соседи, у людей вообще руки опускались: было тяжело даже смотреть на все это бедствие. Но глаза боятся - руки делают, и понемногу паника пропала.

Мы, как обычно, готовимся к сезону, люди бронируют места для летнего отдыха - 30 процентов брони уже имеем. Власти обещают, что к тому времени все уберется, тем более что к проблеме вплотную подключился Президент. На сто процентов, конечно, ничего предсказать нельзя, но мы надеемся на лучшее.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: