Врачи спасли двойняшек, родившихся в притоне

statics/images/arcticles/052022/04052022xa316ef5b.jpg
Недоношенные новорожденные сразу помещаются в кувезы. В России стараются выходить малышей весом от 500 граммов.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/052022/04052022x62823f5e.jpg
Сергей Маккоев.

«Это чудо, что дети выжили», - говорят врачи областной больницы Вологды. Им удалось спасти двойняшек, которых в притоне во время застолья родила пьяная мать. Пуповину перерезали собутыльники, они же вызвали скорую помощь. Недоношенных малышей с экстремально низкой массой тела доставили в роддом с глубоким переохлаждением, а в их крови нашли лошадиную дозу алкоголя и суррогатов.

Ни живы, ни мертвы

Это случилось в Страстную пятницу, 22 апреля. В перинатальный центр позвонили медики скорой: роды на дому. Вскоре они привезли двух младенцев, завернутых в одеяла. Как выяснилось, девочка весом около 900 граммов родилась в веселой компании, где развлекалась ее мать. К счастью, «отдыхающие» догадались набрать «03». Медики прибыли через 20 минут. Они ждали, что у роженицы выйдет послед (плацента), но вместо этого на свет появилось еще одно дитя - крошечный мальчик. 36-летняя дама не знала, что носила двойню: она нигде не наблюдалась, на учете не состояла, а от внезапных родов даже слегка протрезвела. Позднее в больнице ее «прокапали» - сняли похмелье.

- Младенцы появились на свет очень рано (на 27-й неделе беременности), к нам поступили в критическом состоянии - таких не всегда удается спасти даже в идеальных условиях родильного зала и полной бригады специалистов, - рассказывает Сергей Маккоев, заведующий отделением реанимации новорожденных перинатального центра ВОКБ. - К счастью, головной мозг не погиб. Обоих детишек мы сразу подключили к ИВЛ, ввели обезболивающие и сердечные препараты, купировали холодовую травму (таким малышам нужна температура как минимум 37 градусов тепла). Хотя, возможно, это переохлаждение и спасло двойняшек от смерти в результате отравления.

За все время малыши не издали ни звука, а их анализы заставили вздрогнуть даже видавших виды врачей. 

- Дети живы? - изумился токсиколог Сергей Дьяков, не веря своим глазам.

В крови двойняшек были барбитураты (тяжелый препарат для лечения эпилепсии), этиловый и изопропиловый спирты (последний очень токсичен, он входит в состав стеклоомывателей и антисептиков), а также ацетон (его находят у любителей нюхать клей).

- За 30 лет работы в медицине я вижу такое впервые, - признается Сергей Дьяков. - 0,5 промилле для взрослого - это легкое опьянение, а для младенца - верная смерть. Еще хуже - антисептики: они больно бьют по мозгу, печени и другим внутренним органам. 

Новорожденных сразу же поместили в кувезы (инкубаторы): там тепло, темно и влажно, как в утробе матери. Первые три дня двойняшки были «ни живы ни мертвы», а затем состояние крайне тяжелое сменилось на очень тяжелое. И это прогресс, говорят врачи. Своих подопечных они тщательно опекают: каждые три часа кормят молочными смесями через зонд, наблюдают, вводят внутривенное питание, меняют крошечные памперсы, высчитывают ювелирные дозы препаратов. И очень надеются: если детские органы сразу не отказали, значит, есть шанс, что невольное пьянство в утробе матери пройдет бесследно - двойняшки вырастут здоровыми детьми. Пока же главная задача - научить их дышать, кушать (сосать), затем продолжить лечение в отделении патологии новорожденных. О выписке речь пойдет, лишь когда малыши наберут вес больше двух килограммов. В лучшем случае это произойдет через два-три месяца. 

Смогут ли выкарабкаться брат и сестра? Будут ли у них осложнения? Пройдут ли они со временем? Прогнозов на этот счет врачи не дают. Они говорят: мы делаем все возможное - подбираем препараты, обеспечиваем ИВЛ, но не все, увы, зависит от нас. Порой выкладываешься на 200 процентов, а малыш «не идет». Зато другой, рожденный мамой-наркоманкой, выживает вопреки гигантской дозе зелья в организме. Такие случаи в центре были. Не зря неонатальную (младенческую) реанимацию называют территорией героев: там крошечные пациенты борются за жизнь каждую минуту. И все они имеют право на чудо, делится Сергей Маккоев. 

Помочь всем малышам

Еще семь лет назад таких крошечных младенцев называли живорожденным плодом. Выхаживать начинали лишь тех, кто появился на свет на 28-й неделе беременности. А дети, рожденные раньше этого срока, регистрировались в загсе, только если им удавалось прожить более семи суток. С 2012 года в России стали спасать малышей весом от 500 граммов и возрастом от 22 внутриутробных недель. Теперь это «глубоко недоношенные дети» - полноправные члены общества, граждане РФ. Более того, сейчас для таких младенцев разработаны и продаются одежда, крошечные подгузники, миниатюрные пустышки. На первый взгляд кажется, что эти вещи для кукол, на самом деле - для живых детей.

Интересные факты

● Одним из самых крошечных детей, которым удалось выжить, стала Румаиса Рахман. Она родилась на 26-й неделе беременности и весила всего 244 грамма. Ее сестра-близнец имела вес более 500 граммов. Девочки появились на свет в 2004 году в американском штате Иллинойс. Обеим в дальнейшем потребовалась лазерная коррекция зрения.
● С 1936 по 2010 год в мире официально зафиксировано лишь 110 случаев выживаемости среди детей, родившихся с весом менее 400 граммов. Многие из них имели и имеют серьезные проблемы со здоровьем, обучением, большинство отстает в развитии от своих доношенных сверстников.
● Среди недоношенных детей немало знаменитых личностей. Уинстон Черчилль родился на седьмом месяце беременности. Известного русского полководца Александра Суворова бабки-повитухи, чтобы выходить, держали в дрожжевом тесте. Василий Чапаев при рождении помещался в рукавичку, а купали его и вовсе в деревянной кружке. В этом же перечне - Марк Твен, Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин, Дмитрий Менделеев, Александр Пушкин. 

Спасением глубоко недоношенных новорожденных занимаются неонатальные реаниматологи - на всю область их чуть больше 20. 

И один из них - Сергей Маккоев.

- У взрослых все проще: стандартные заболевания, стандартные схемы лечения. А наша сфера только развивается: в ней много неизученного, каждый младенец - загадка, и мы пытаемся ее разгадать, - рассказывает Сергей Юрьевич. 

- В прошлом году через наше отделение прошло 268 детей, из них 217 - недоношенные, включая малышей с очень низкой и экстремально низкой массой тела (меньше 1,5 и одного килограмма соответственно). Большинство крошечных пациентов нам удалось выходить. И если раньше эти дети могли остаться на всю жизнь, скажем, глухими и незрячими, то сейчас благодаря новым технологиям все изменилось. На смену глазным операциям уже пришли эффективные препараты: еще недавно они были только в Питере и Москве, а с прошлого года стали доступны и на Вологодчине.

Догонят сверстников

Врачи уверены: глубокая недоношенность - не приговор, это подтверждает и практика. Крохи часто догоняют в развитии своих сверстников (и даже перегоняют), а их родители спустя годы шлют докторам фото своих счастливых детей. Есть в центре и свои рекорды: в 2015 году там выходили девочку весом 490 граммов, сейчас ей семь лет - абсолютно здоровый ребенок.

Большинство детей у рожениц - любимые, желанные. Хотя асоциальные мамочки, увы, тоже встречаются. Их детей доктора узнают сразу: беспокойное поведение, учащенное дыхание, сердцебиение - все признаки похмелья. Часть таких мамочек бросает своих малышей в больнице. Вот и в женщине, родившей двойню, персонал пока не уверен.

- Я рассказал ей о состоянии детей, но ни слез в глазах, ни блеска не увидел, - сетует Сергей Маккоев. - Формально безработная мамочка от двойни не отказывается, обещает «завязать», но нас очень тревожит: а куда она привезет малышей из больницы? Есть ли у нее жилье, коляски, кроватки, продукты? Ведь дети, окажись они снова в притоне, вряд ли смогут там долго прожить. Здесь нужна помощь органов опеки. Конечно, есть еще Дом малютки, но там, увы, двойняшкам придется расти без мамы.

- Случай, конечно, вопиющий! Сотни семейных пар не могут родить ребенка - ждут с трепетом этого дара. А тут женщина безответственно относится не только к собственной жизни, но и к двум зародившимся. Дай Бог выкарабкаться этим малышам: быть здоровыми, найти любящих и заботливых родителей. Надеюсь, органы опеки примут правильное решение, - отреагировала на историю уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области Ольга Смирнова.

Медицина

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: