Выросло втрое количество ДТП с электросамокатами в стране
«С тех пор, как «вытаяли» самокатчики и велосипедисты, я хожу и оглядываюсь: они гоняют по тротуарам, как бешеные, опасно лавируя между людьми, на дикой скорости пролетают зебры и перекрестки. Мне очень страшно: такой собьет - костей не соберешь, а найти его и привлечь к ответственности маловероятно», - сетует вологжанка Наталья. В своих переживаниях она не одинока.
«Душа уходит в пятки»
У очень многих вологжан с водителями средств индивидуальной мобильности связана своя не слишком приятная история.
- Недавно дважды за день я попал в неприятную историю: сначала на перекресток внезапно вылетел самокатчик, потом откуда ни возьмись под колеса едва не угодил велосипедист. Слава богу, оба живы - я успел затормозить, но с тех пор по городу езжу с опаской. Случись что серьезное, виноваты будут они, нарушители, но мне от этого легче не станет, - сокрушается вологжанин Андрей.
- У нас с мужем есть тоже электросамокаты, но мы ездим аккуратно, соблюдаем правила, спешиваемся на пешеходных переходах и мостах. И с ужасом смотрим на молодежь и подростков - для них закон не писан. Они носятся парочками на арендованных СИМах, сплошь и рядом нарушают ПДД. Лихачат и курьеры с «доставкой от 15 минут». Всякий раз, когда эти гонщики пролетают мимо, душа уходит в пятки, а сердце обрывается, - рассказывает Татьяна.
- Как-то вечером на улице Ярославской я увидел: ребенок лежит на тротуаре в грязи, ревет от боли, - вспоминает вологжанин Игорь. - Мы с женщиной (она шла рядом) бросились к нему, подняли, спросили, что случилось. Мальчик рассказал: он с друзьями катался на велосипеде, когда его с силой толкнул проходящий мимо мужик. «Вон тот» - показали дети, и я бросился вслед. Догнав обидчика (тот снова пихал ребятишек на великах), я крепко взял его за рюкзак и вызвал полицию. Участковому мужчина рассказал: идти по тротуару было невозможно - там подростки гоняли, едва не сшибая прохожих, его тоже дважды задели рулем. Вот тогда-то вологжанин и пустил руки в ход, но перестарался. Итог - протокол по статье «Побои» и штраф от пяти до 30 тысяч рублей.
Основные правила для пользователей СИМ:
• Не создавать помех на тротуарах - там приоритет у пешеходов.
• В городе держать скорость не более 25 км/ч, во дворах, жилых и велосипедных зонах - не более 20 км/ч.
• Детям до семи лет передвигаться на СИМ только в сопровождении взрослых по тротуарам и пешеходным зонам.
• Если нет тротуара и велодорожек, то с 14 лет можно ездить на СИМ по обочине или правому краю дороги с ограничением скорости движения автомобилей 60 км/ч.
• Пересекать проезжую часть только
спешившись.
• Использовать защитную экипировку.
• Запрещено возить пассажиров.
• Запрещено выезжать на автомагистраль.
Первые уголовные дела
В крупных городах этой весной наблюдается бум на двухколесный транспорт. В частности, на улицы Москвы шеринговые компании выставили уже 60 тысяч электросамокатов и три тысячи электровелосипедов (это не считая обычных механических). В Вологде цифры гораздо скромнее: единственный в городе сетевой сервис предлагает за сезон порядка 1 000 электросамокатов. По словам его сотрудников, большинство вологжан арендуют устройства для коротких (до 20 минут) поездок по городу. Их количество в этом году, по сравнению с прошлым, выросло на треть.
Число аварий с участием СИМ тоже растет в стране тревожными темпами. По сведениям МВД, с января по сентябрь 2023 года в России зарегистрировано 2 647 таких ДТП, что втрое больше показателей 2022 года. В списке погибших - 31 человек, еще 2 723 - травмировано, включая 919 детей в возрасте до 16 лет. При этом почти половина происшествий зарегистрирована на зебрах либо на тротуарах, пешеходных дорожках и других территориях, предназначенных для передвижения пешеходов.
В этом году уже появились первые уголовные дела. Так, в Петербурге попал под статью пьяный водитель, который в середине апреля сбил 10-летнего мальчика на самокате в Выборгском районе. Ребенок с травмой головы попал в больницу в крайне тяжелом состоянии и за сутки перенес три операции. Происшествия с участием СИМ были также зафиксированы в Калужской, Ростовской и Тульской областях, Краснодарском и Алтайском краях.
На Вологодчине - своя статистика. В прошлом году, по данным областного УГИБДД, в регионе произошло три аварии с электросамокатами: все «СИМеры», включая двух несовершеннолетних, получили травмы. Кроме того, сотрудники Госавтоинспекции пресекли 20 правонарушений с участием СИМ: в трех случаях самокатчики оказались пьяны, а в пяти дорожных инцидентах здоровью потерпевших был причинен легкий или средней тяжести вред. Три правонарушения совершили женщины.
Куда жаловаться?
В Вологде шеринг электросамокатов появился в 2021 году, и сначала это создавало неудобства для населения - в администрацию города хлынул поток жалоб. Сейчас поступают единичные претензии, в том числе на технику, брошенную где попало. О подобных фактах специалисты тут же информируют руководство сервиса и требуют устранить нарушения в кратчайшие сроки, сообщила «КС» пресс-служба городской администрации. К слову, если три года назад в областном центре было выделено семь мест для размещения электросамокатов, то сейчас их уже более 50.
В Череповце, где тоже работает сетевой сервис, официальных жалоб на «СИМеров» в мэрию не поступало. Кроме разве что одной - на улице Беляева шеринговые устройства мешали мамам с колясками. Эту проблему власти быстро решили, других - стараются не допускать. Для этого прошлым летом в городе появились зоны, где максимальная скорость арендованных самокатов была программно ограничена до 15 километров в час. Это Макаринская роща, площадь у Дворца металлургов, набережная Ягорбы и парк «Серпантин». А еще в четырех городских парках и вовсе запретили ездить на электрогаджетах: GPS-координаты этих территорий операторы кикшеринга внесли в «красную зону», а власти установили соответствующие знаки. В итоге при пересечении ворот электросамокат выключается - его приходится просто катить. Тогда же, в августе, въезд на территорию парков закрыли и для велосипедов. Это сделано прежде всего для безопасности детей, объяснил землякам мэр Череповца Вадим Германов.
- Мы целиком и полностью поддерживаем ограничение скорости для самокатов. Это защита от несчастных случаев и создание комфортной атмосферы для прогулок по зеленым местам города, - говорит представитель сервиса Георгий Юрченко. - При этом мы призываем вводить ограничения, а не полный запрет. Сейчас люди активно используют самокаты для поездок на средние расстояния, и город это видит.
Как бороться?
Свои идеи для борьбы с «СИМерским» беспределом есть у и рядовых вологжан. Кто-то предлагает ввести экзамены и водительские права для самокатчиков и велосипедистов, как это было в СССР в 50 - 70-е годы. Кто-то советует сотрудникам ГИБДД устраивать специальные рейды на особенно оживленных улицах, подключив дружинников и волонтеров, и нарушителей безжалостно наказывать рублем.
На заметку
Что делать, если на вас наехал
электросамокат:
• Вызвать ГИБДД.
• Сфотографировать
место столкновения, самокат и того,
кто им управлял.
• Записать контакты свидетелей.
• Внимательно
прочесть и подписать составленный
протокол.
• Получить медицинское заключение,
пишет rg.ru.
А некоторые обращают внимание на то, что для электросамокатчиков еще не создана инфраструктура. Сторонники «всем сестрам по серьгам» просят широкие тротуары разделить на две части - для людей и двухколесной техники, а в идеале - обустроить специальные дорожки для самокатчиков и велосипедистов. Такие есть в регионе, но их недостаточно (как и в большинстве российских городов). В частности, в Вологде велодорожками могут похвастать улицы Поэта Романова (протяженность с двух сторон составляет порядка 4 000 метров), Возрождения и Новгородская (1 500 и 800 метров соответственно). В Череповце велодорожки обустроены на Октябрьском и Советском проспектах, улице Монтклер и Южном шоссе (общая длина - около 10 километров).
Взглянуть на проблему шире предлагает и главный редактор газеты «Красный Север» Дмитрий Погодин:
- Это в Москве самокаты - средство передвижения по городу, а вот в Вологде - скорее развлечение для молодежи (если мы говорим не о доставщиках и курьерах). Но в областном центре нет мест, где «СИМерам» можно кататься. Мне кажется, городским властям стоит задуматься над созданием соответствующей инфраструктуры. К примеру, парк Ветеранов в Вологде недавно выложили плиткой - а может быть, зря?! Может, там лучше было сделать другое покрытие, удобное для любителей роликов и самокатов, - места, думаю, хватило бы всем. То же самое касается парков Череповца: возможно, там было достаточно ввести «медленные зоны», ограничив скорость СИМ, вместо того, чтобы их запрещать?!
Ну а главное - культуру поведения на дорогах надо прививать с детства. Для этого родителям нужно без устали учить своих детей: разъяснять, контролировать и, что очень важно, подавать личный пример.
Тем временем депутаты Госдумы уже разрабатывают новые меры воздействия на любителей быстрой езды. Среди предложений - ввести реестр СИМ (прокатных и частных), оснастить их номерными знаками, установить на тротуарах камеры фото- и видеофиксации, выделить электрогаджетам отдельные места для катания, запретить пользоваться СИМ детям и подросткам до 16 лет. Все эти идеи пока обсуждаются, сообщает «РГ».
Кроме того, подготовлен законопроект о новых санкциях для средств индивидуальной мобильности. Так, за неостановку по требованию сотрудника полиции планируется штрафовать нарушителей на сумму до 800 рублей, за езду на электросамокате или велосипеде сразу нескольких человек - до 3 000, за превышение скорости, перевозку детей на самокате и оставление водителем СИМ или велосипеда места ДТП - до 5 000 рублей. Что до штрафа за пьяную езду на СИМ и отказ от медосвидетельствования, то его планируется поднять до 30 тысяч рублей, делится kommersant.ru. Эти штрафы могут ввести в стране уже с 1 июня - парламентарии хотят рассмотреть законопроект в ускоренном режиме.
Комментарии (0)