Вологодские водители вошли в число самых скромных и честных

statics/images/arcticles/042018/04042018x2b21e21f.jpg
Страховка ОСАГО - один из важнейших для автолюбителей документов, получить который по-прежнему нелегко каждому второму жителю региона.
Фото Валентины Певцовой
statics/images/arcticles/042018/04042018x44c3c676.jpg
По итогам прошлого года в России частота страховых случаев по ОСАГО незначительно снизилась - с 5,8% до 5,5%, а вот средняя выплата увеличилась до 78,3 тысячи рублей.
Фото Сергея Юрова
Вологодская область вошла в десятку регионов с самой небольшой средней выплатой по ОСАГО. Свой показатель - седьмое место - регион сохраняет уже два года. Пострадавшим в ДТП вологодским авто требуется на восстановление порядка 52 тысяч рублей, в то время как в регионах-антирекордсменах средний размер компенсации достигает 160 тысяч.

Секрет фирмы

Год назад вступили в силу изменения в условия обязательного страхования автогражданской ответственности: теперь пострадавшие авто в большинстве случаев получают не денежную выплату, а ремонт. Такой порядок компенсации ущерба по ОСАГО лоббировали сами страховщики, чтобы минимизировать свои расходы и оградить себя от недобросовестных клиентов, которые завышают размер ущерба и используют право на страховую выплату как способ обогащения (проблема «автоюризма» - юристов, специализирующихся на «выдаивании» страховых компаний). 
Однако в Российском союзе автостраховщиков (РСА) по-прежнему недовольны положением дел в сфере ОСАГО: по итогам 2017 года в целом по стране частота страховых случаев снизилась незначительно - с 5,8% до 5,5%, а вот средняя выплата увеличилась до 78,3 тысячи рублей (в 2016 году она была 71,7 тысячи). Также возросли доля судебных выплат в общей сумме оплаченных убытков и отношение судебных расходов к сумме основного требования. Количество регионов, где средняя выплата по ОСАГО превысила 100 тысяч рублей, возросло почти вдвое - до13.
Впрочем, на общем депрессивном фоне положение Вологодской области очень оптимистично. Частота страховых случаев в нашем регионе чуть меньше, чем в среднем по стране, - 5,4% от общего числа застрахованных авто­владельцев, при этом большинство из них люди неконфликтные, так как в судебном порядке добиваются страховых выплат только 8,8%. Для сравнения, в Пензенской области таких почти 20%, а в Липецкой - 62,8%.
Страховщики, в том числе вологодские, жалуются и на то, что терпят большие убытки после того, как на страховые споры стали распространяться положения Закона «О защите прав потребителей», предполагающего серьезные штрафные санкции в случае, если конфликт с потребителем не будет урегулирован в досудебном порядке. Когда суд встает на сторону автовладельцев, судебные издержки, компенсируемые страховщиком, в Вологодской области могут даже превосходить по размеру сумму основной выплаты по иску клиента.

Комментарий

Сергей КЛЕВЦОВ,
директор филиала СПАО 
«Ресо-Гарантия» г. Вологда:

- Действительно, страховые компании имеют право взыскивать с виновников ДТП в порядке регресса свои расходы на ремонт машины пострадавшего, но процент реально взысканных средств намного меньше, чем суммы, присужденные судом. 
Нас, страховщиков, беспокоит, что с июня 2018 года произойдут изменения  по взысканию убытков от ДТП по европротоколу, без обращения в ГИБДД: суммы к взысканию вырастут с 50 тысяч до 100 тысяч рублей, а в скором времени верхний порог увеличится до 400 тысяч. Все это развяжет руки недобросовестным гражданам. 
Мы недовольны, что страхуем клиентов по старым ценам, а выплаты и ремонт производим 
по новым, и качество страховых услуг одинаково и для благонадежных, и для неблагонадежных клиентов. 
Кроме того, у нас нет рычагов воздействия на клиентов, которые необоснованно пытаются получить с нас выплаты. Раньше мы очень часто обращались в правоохранительные органы, чтобы привлечь к ответственности потенциальных мошенников, но нам отказывали в возбуждении уголовных дел, ссылаясь на то, что это гражданско-правовые отношения. 
И даже после решений суда в нашу пользу полиция отказывает в возбуждении уголовных дел, считая, что наши права и так защищены, так как суд отказал гражданам в необоснованной выплате.

В то же время страховые компании отказываются сообщить, каков размер выплат, полученных ими от виновников ДТП в порядке регресса. Получается, что общественности известно только, сколько денег компании получили от продажи полисов ОСАГО и сколько они выплатили. По данным РСА, в Вологодской области страховщики вынуждены расстаться с 69% от полученной суммы. Но сколько они смогли взыскать обратно, остается тайной. 

Больше не действует?

Между тем и без данных о взысканиях в порядке регресса публичные «страдания» страховщиков уже не воспринимаются как объективные, поскольку в «деле российского ОСАГО» появились и новые сведения. 
В частности, проблему «автоюризма» подвергли сомнению на самом высоком уровне. Как следует из доклада Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ, большинство территориальных органов министерства пришли к выводу о том, что проблему «авто­юризма» породили сами страховщики, после чего создали миф о своих значительных убытках от нее. Такой же позиции придерживается и Федеральная антимонопольная служба РФ. Об этом в интервью Агентству страховых новостей заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Лысаков упомянул, что автолюбители стали обращаться к юристам из-за поведения страховых компаний - систематического уклонения от выплат, затягивания сроков рассмотрения заявлений о страховых случаях, занижения размеров выплат и недоступности пунктов выплат. К примеру, лидер по количеству убытков - компания «Росгосстрах» - сам немало сделал для того, чтобы понести многомиллиардные расходы: по данным ГУЭБиПК МВД РФ, этот страховщик подвергался административным взысканиям по 10 раз в месяц, получая штрафы в десятки и сотни миллионов рублей за навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО. 
В «Росгосстрахе» от комментариев в ответ на запрос «Красного Севера» уклонились.
Также ГУЭБиПК МВД РФ сообщило в своем докладе, что ущерб от уголовных преступлений на рынке ОСАГО составляет менее 1% от всех страховых выплат, причем каждое второе такое преступление совершается руководителями, сотрудниками либо агентами страховщиков. В Вологодской области такая тенденция тоже присутствует. Как рассказали в пресс-службе регионального УМВД, в 2017 году в сфере ОСАГО было выявлено 166 преступлений с общим ущербом порядка двух миллионов рублей. Против должностных лиц страховых компаний возбуждено три уголовных дела. «Отметились» вологжане и в деле фальсификации документов: 56 уголовных дел возбуждено о сбыте поддельных полисов ОСАГО, 47 - о продаже фальшивых диагностических карт. 
Согласно данным проведенного нами опроса, несмотря на то, что интересы страховщиков при формировании новых условий ОСАГО были учтены, до сих пор больше половины вологодских автолюбителей сталкиваются с проблемами при оформлении полисов - как при обращениях в офисы страховых компаний, так и через Интернет. Но даже при таком положении дел Вологодская область смогла вырваться в лидеры при оформлении е-ОСАГО.
Как рассказали в отделении Центробанка по Вологодской области, почти четверть таких договоров в 2017 году вологжане заключили в электронной форме: из 339 тысяч полисов 80 тысяч были приобретены онлайн. Это один из лучших показателей в стране.
 

В тему

Напомним, что с 2018 года в силу вступили изменения, направленные на повышение качества страховой услуги ОСАГО. Так, «период охлаждения» в страховании вырос с пяти рабочих до 14 календарных дней. Это значит, что в течение двух недель можно подумать и отказаться от навязанной или ненужной страховки, подав заявление в страховую компанию. Также введена новая форма страхового полиса ОСАГО (действующая в настоящее время форма может использоваться страховщиками до 1 июля 2018 года). На новом бланке появился QR-код, 
с помощью которого можно узнать наименование страховщика, серию, номер и дату выдачи страхового полиса, даты начала и окончания периода использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования, марку, модель и идентификационный номер транспортного средства, его государственный регистрационный знак.
Новая форма предусматривает отражение расчета размера страховой премии, а также класса, присвоенного каждому лицу, допущенному 
к управлению транспортным средством. На оборотной стороне страхового полиса по желанию клиента могут указываться договоры добровольного страхования, которые заключаются им одновременно с ОСАГО.
Страхование

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: