Акты Контрольно-счетной палаты обжалованию не подлежат
4693
Могут ли государственные чиновники безнаказанно транжирить деньги, кто боится аудита и на чем «погорел» управленец одного из казенных учреждений? Об этом и многом другом нам рассказала председатель Контрольно-счетной палаты Вологодской области Ирина Карнакова.
- Ирина Валериевна, Контрольно-счетная палата существует в нашей области уже несколько лет, но что это за орган и чем он конкретно занимается, думаю, знают далеко не все вологжане…
- Мы ведем работу по нескольким направлениям. Это контроль за исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, анализ предоставления налоговых льгот и преимуществ и многое-многое другое. Каждый из пяти наших аудиторов курирует определенное направление. Непосредственным проведением внешнего финансового контроля занимаются инспекторы, их по штату 11.
- Интересно, а в какую сумму обходится налогоплательщикам ежегодное содержание КСП и есть ли финансовая отдача от ее деятельности?
- На протяжении двух последних лет палата финансируется на одном уровне, без увеличения расходов. Бюджетная смета составляет 31 миллион рублей. Что же касается отдачи, то есть интересная статистика. В среднем на каждый бюджетный рубль мы проверяем более 900 рублей средств областного бюджета и выявляем 178 рублей нарушений.
- Какие основные нарушения выявляются при проведении проверок?
- В основном это различные нарушения бюджетного законодательства, законодательства по закупкам, бухгалтерского учета. Случаев нецелевого использования средств в нашей области в прошедшем году не выявлено. За использованием бюджетных денег налажен жесткий контроль.
- Как выглядит основной алгоритм предоставления отчетов по результатам проведенных проверок?
- Подготовленный отчет в обобщенном виде отражает факты выявленных нарушений и недостатков, а также основные проблемы в формировании и использовании казенных средств. При этом каждый отчет завершается выводами и конкретными предложениями, направленными на устранение причин нарушений. А при наличии прямого денежного ущерба - на его возмещение. Проект отчета рассматривается и утверждается на заседании коллегии КСП, на которой вправе присутствовать депутаты и сотрудники аппарата ЗСО, представители губернатора и правительства области, а также ряда правоохранительных органов и проверяемых объектов. Сам отчет направляется председателю ЗСО и губернатору, копия - для правовой оценки в прокуратуру области. Информация об основных результатах контрольного мероприятия, выявленных нарушениях, а также о принятых по ним мерах размещается на официальном сайте Контрольно-счетной палаты области.
- А как часто проверенные организации пытаются оспорить выводы ваших специалистов?
- Если говорить о судебной практике, то за три последних года таких прецедентов не было. Правда, недавно в Арбитражном суде Вологодской области рассмотрено заявление о признании недействительным одного из наших актов. Судом прекращено производство по данному делу, поскольку акты палаты обжалованию не подлежат.
В основном Контрольно-счетная палата привлекается к участию в судебных делах в качестве третьего лица. Приведу конкретный пример: по результатам проведенной нами проверки арбитражный суд взыскал в пользу администрации Вологодского района 2,2 миллиона рублей, излишне уплаченных по муниципальному контракту на ремонт дороги Заря - Стрелково. Ответчик попытался обжаловать это решение в апелляционной и кассационной инстанциях, но суд снова признал правильность выводов проверяющих.
- А есть ли случаи, когда материалы проверок КСП становились основой для возбуждения уголовных дел?
- В прошлом году на основании проверок было возбуждено два дела. В Кириллове должностным лицом одного из казенных учреждений был подписан акт приемки фактически не выполненных работ по ремонту помещений, что было квалифицировано как злоупотребление должностными полномочиями. Второе уголовное дело возбуждено в отношении главы крестьянско-фермерского хозяйства, в деяниях которого усматриваются признаки мошенничества при получении субсидий областного бюджета по программе «Развитие молочного животноводства».
- В связи с тем, что область постепенно переходит на программное исполнение бюджета, это облегчает или, наоборот, усложняет деятельность аудиторов КСП?
- Начиная с 2014 года областной бюджет действительно формируется в программной структуре расходов. Сейчас на Вологодчине реализуется 21 государственная программа. Доля программного финансирования в 2014 году составляла 88%, в 2015-м - уже 93%. Так как одним из полномочий КСП является финансово-экономическая экспертиза государственных программ, работы у аудиторов существенно прибавилось. Вместе с тем должна заметить, что государственные программы являются индикатором качества планирования экономики области и поэтому мы изначально обращаем на них особо пристальное внимание.
- При этом вам наверняка приходится часто пересекаться со специалистами областного департамента финансов и финансовых управлений в городах и районах?
- Работу с департаментом финансов области могу охарактеризовать как эффективное и конструктивное взаимодействие. Тем более что с 2014 года между нашими структурами действует соглашение о сотрудничестве. Но и за рамками соглашения с обеих сторон присутствует деловой, профессиональный подход. При необходимости палата и департамент, в составе которого действует контрольно-ревизионное управление, обмениваются материалами проверок для подготовки соответствующих рекомендаций и предложений. Кроме того, в конце года координируются планы проверок, чтобы исключить дублирующие ревизии.
- Расскажите про ваших коллег из контрольно-счетных органов городов и районов.
- На сегодняшний день во всех районах, Вологде и Череповце работают местные счетные палаты, почти половина из них - в статусе юрлица. Контрольные полномочия в сельских и городских поселениях выполняются районными ревизорами.
На местном уровне ежегодно проводится около 300 проверок и двух с половиной тысяч экспертиз. Это очень большая и необходимая работа, поскольку половина консолидированного бюджета области распределяется в муниципалитетах.
Несколько лет назад создан Совет финансовых контролеров, куда входят все муниципальные счетные палаты. Мы привлекаем коллег к совместным проверкам, которые позволяют получить системное представление об объектах контроля, наметить пути развития экономики и социальной сферы всей области. В 2015 году, например, проводилось масштабное экспертное мероприятие по оценке доходной базы областного и местных бюджетов с привлечением контрольно-счетных органов муниципальных образований. В этом мероприятии проанализированы бюджеты всех муниципальных образований области: городов, районов, поселений. Собиралась и анализировалась информация по всему региону.
- У Контрольно-счетной палаты области есть свой официальный сайт. О чем, интересно, чаще всего пишут и на что жалуются вологжане?
- Основная масса обращений связана все-таки с проведенными проверками, хотя есть письма и от частных лиц. Чаще всего люди жалуются на систему ЖКХ и неэффективное, на их взгляд, расходование бюджетных средств. Все обращения граждан изучаются специалистами палаты, при необходимости запрашивается дополнительная информация в органах государственной власти и местного самоуправления. Ни одно такое обращение не остается без ответа.
- Какова же в целом финансовая дисциплина в бюджетных учреждениях Вологодчины?
- Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, но она пока еще далека от идеальной. В прошлом году объем выявленных нами нарушений и недостатков оценивался в 5,6 миллиарда рублей. Но и тут есть свои позитивные тенденции. Во-первых, личный контроль губернатора. Во-вторых, повторяющихся нарушений становится меньше, тем более что результаты проверок с выводами и рекомендациями проверяющих оперативно доводятся областными департаментами до других своих учреждений. То же самое мы видим в муниципалитетах. На ошибках одного района учатся остальные и больше их не допускают. В-третьих, в своей работе мы используем дополнительный метод контроля, когда повторно проверяем выполнение наших предложений и рекомендаций. И тут ситуация по большей части радует - более 80% наших предложений находят практическое воплощение. В-четвертых, нельзя не сказать и о влиянии правового поля на финансовую дисциплину. Чем более четки и конкретны нормы закона, тем меньше возможностей истратить деньги неэффективно или не по целевому назначению. А так как правовое поле в области постоянно совершенствуется, то и число нарушений постепенно идет на убыль.
Комментарии (0)