Что общего у вологодского и парагвайского кружева?

В преддверии III фестиваля кружева «Vita Lace» Вологду посетил историк моды Александр Васильев. Он приехал, чтобы лично открыть свою выставку платьев «Кружева и мода рубежа XIX - XX веков», которая разместилась в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. 

Просто в восторге

Александр Васильев никогда не упускает возможности как можно ближе познакомиться с городом, который посещает, поэтому приезжает обычно с запасом времени. Увидеть ведущего «Модного приговора», актера и обладателя уникальной коллекции одежды из 65 000 предметов вологжане могли уже утром в субботу. В ярком цветном пиджаке, черном цилиндре и в модных «очках-велосипедах» он прогулялся по Кремлевской площади. В происходящее поверили не все из горожан. Но самые сообразительные успели сделать селфи со звездой. 
Первым пунктом пребывания Александра Васильева в Вологде стало посещение художественного отдела Вологодского музея-заповедника. Гражданин Франции и России, сын театрального художника и драматической актрисы захотел лично осмотреть свою экспозицию, смонтированную его помощником и куратором выставочного проекта «Кружево и мода рубежа XIX - XX веков» Кириллом Гасилиным. Ведущий «Модного приговора» был в оценке краток: «Великолепно!», «Как красиво!», «Какое замечательное платье!», «Мы очень за вас рады!», «Любо-дорого смотреть!» и так далее. Свою порцию комплиментов «Одна краше другой» получили от гостя и сотрудницы музея. Затем Александр Васильев плавно переместился на выставку Петровской ремесленной школы и всю экспозицию «Древнерусское искусство» сфотографировал для своих будущих лекций. В книге отзывов он тоже был лаконичен: «В восторге!» 
- Это мой первый визит в Вологду, но о вашем городе я много читал. В детстве моей любимой книгой был путеводитель известного искусствоведа Георгия Лукомского «Вологда в ее старине». Вологда всегда тянула меня, - признался Александр Васильев.
Он закончил знакомство с областной столицей в антикварных магазинах. Шопинг по таким лавкам - обязательный пункт в программе пребывания Васильева в любом из городов мира.

Манекенам нечего надеть?

Выставка Александра Васильева «Кружево и мода рубежа XIX - XX веков» стала первой для владельца ее экспонатов. Васильевым предоставлены для нее 41 платье и огромное количество различных аксессуаров: сумочки, шали, палантины, веера, перчатки. Все это вещи, представляющие моду 1890-х - 1920-х годов. Организация экспозиции стала возможной благодаря Фонду социально-культурных инициатив Светланы Медведевой - супруги премьер-министра России Дмитрия Медведева. Кстати, фонд уже шесть лет помогает Вологодчине и в организации фестиваля «Vita Lace».

Для справки

Ежегодно в России проходит до 10 тематических выставок одежды из коллекции Александра Васильева. Кроме того, до 12 выставок открывается за границей. Если в Вологде сейчас - только женская одежда с кружевами, то в Государственном Историческом музее Москвы - выставка мужской одежды и мужских аксессуаров столетней давности. В этом году в столице открылась выставка «Мода и революция». А в латвийском Вентспилсе на днях состоялось открытие экспозиции охотничьей одежды Александра Васильева.

- Масштаб этой выставки интересен платьями уникальных кутюрье потрясающего происхождения из разных стран. Здесь даже есть корсаж, который принадлежал Марине Цветаевой, есть вещи знаменитых парижских домов моды. Все эти платья носили дамы состоятельные, часто аристократичные: платья княгини Курбатовой, княжны Шаховской - вещи, которые стоили много тогда, но и сейчас представляют материальную, национальную и художественную ценность, - отметил историк моды. 
На выставке в основном - русские модели, но есть и западноевропейские, например, из Франции, Великобритании, США. И у многих нарядов интересная история. 
- Уникальность коллекции заключается в том, что она в большинстве своем была сформирована мной во время пребывания во Франции. Именно там жило большое количество эмигрантов, русских беженцев, как они себя называли, которые, спасаясь от репрессий, ехали часто с полными чемоданами одежды, - рассказал Александр Васильев. - В частности, на выставке представлена часть гардероба русской миллионерши Татьяны Никитичны, урожденной Налбандовой, из семьи Самсоновых, которая уехала из Москвы в 1914 году со всеми нарядами. Но мода изменилась, началась война, платья стали короче, а она никогда их не донашивала, имея средства. Впоследствии приобретала себе другие, а этот сундук с более чем 40 платьями и аксессуарами был продан мне наследниками в 90-е годы XX века. Это уникальная для России кладовая вкуса богатой женщины начала века, которая полностью сохранилась и теперь частично выставлена у вас.
Как отметил историк моды, подобные выставки можно было бы делать и чаще, но самое трудное для музеев, оказывается, - найти манекены. 
- Чтобы выставить платья у вас, один манекен пришлось даже обтесывать. Ведь объем талии моих платьев 50-55 см, а одно из платьев на 50 не застегнулось, надо было - 48. И так везде, почти все музеи, которые хотят мою коллекцию, не могут ее принять по той простой причине, что не на что надеть - манекены большим форматом, а это корсетная эпоха, - рассказал Александр Васильев.

О себе и о моде

Собирает платья и предметы старины Александр Васильев уже около 40 лет. В его коллекции больше 65 тысяч единиц хранения, и это не только одежда, немалую часть коллекции занимают картины - еще одна страсть историка моды. Вещи Васильев в основном приобретает на аукционах Великобритании, США, Франции.
65000

предметов
насчитывает
модная
коллекция
Александра
Васильева

Вообще, очень жаль, что в России нет постоянного музея моды, и наличие у вас Музея кружева с вашей коллекцией - это очень большой шаг, ведь ваша экспозиция все-таки посвящена текстилю, поэтому я вас полностью поддерживаю. 
А вологодское кружево историк моды сравнил... с парагвайским. В южноамериканской стране его плетут индейцы, и по своим мотивам, а главное, качеству оно очень схоже с нашим.
- Вы проверьте в Интернете, сразу увидите, что это вологодское кружево. У вас очень грубое кружево, из толстой льняной нити, во многих странах эта нить гораздо тоньше. К тому же рисунок - довольно «рустичный», что значит - народный, у него прямая связь с русским творчеством. Ваше кружево перекликается со многими скандинавскими мотивами, хотя внешне сильно отличается ото всех. Ближе всего по рисунку оно с парагвайским кружевом, - рассказал Александр Васильев.
Посетовал историк моды и на то, что кружево, присутствовавшее 100 лет назад почти в каждом наряде женщины, сегодня уходит в прошлое. Хотя в этом году кружевные изделия - писк моды. Но в большинстве своем на прилавках магазинов - машинный гипюр из Китая, ведь это дешевле, а внешне - очень похоже.
- Вообще, это замечательно, что вы поддерживаете в своем регионе кружевной промысел. Сегодня кружево постепенно уходит в прошлое, это происходит по той причине, что кружевницы - не все художницы, они не знают, как можно продать свои изделия на рынке, их модели часто архаичны, и они не попадают в русло современной моды. Вы работаете здесь с уникальными образцами ручной работы, и поддерживать их можно только на государственном уровне, чтобы этот промысел не умер, как это случилось в Италии, где на острове Буран осталось пять кружевниц, а у вас - 500. И эти пять кружевниц никому это не передают. Нет, кружево не умрет, но, возможно, переместится на Дальний Восток, потому что все кружевные изделия сейчас - это китайская подделка, - отметил гость.
Не успев открыть одну выставку, Александр Васильев уже предложил Вологодскому музею-заповеднику следующую, также посвященную кружеву, но уже советской эпохи.
Юлия САВИНЦЕВА, Евгений СТАРИКОВ
 
 
Звезды Выставка Vita Lace

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: