Даже генералы не сдерживали слез
Вологодчина простилась с разведчиками, погибшими в зоне СВО. Троих вологжан со всеми воинскими почестями захоронили на Аллее Героев Пошехонского кладбища. Остальных воинов предали земле на их малой родине, в том числе Череповце и Архангельской области. Проводить ребят в последний путь пришли тысячи земляков. Соболезнование родным выразил губернатор Олег Кувшинников.
Вечная память
«Все шестеро наших мобилизованных парней пали смертью храбрых на передовой», - сразу после трагедии написал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» Олег Кувшинников.
Он напомнил: все произошло 28 января в Сватовском районе ЛНР. В тот день разведгруппа, возвращаясь с ночного дозора, попала под артобстрел. В БМП ехали девять бойцов: трое, что были внутри - водитель, механик и командир взвода, - получили ранения (сейчас они лечатся), а вот у тех, кто был на броне, шансов выжить не осталось.
В скорбном списке - рядовые Александр Шишебаров (позывной «Викинг») и Виктор Котов («Пума»), ефрейтор Иван Новиков («Новый»), младший сержант Михаил Бороздин («Мороз»), сержант Григорий Фомичев («Марс»). Вместе с ними погиб и командир разведроты капитан Андрей Голубев («Нерв»), сын Сергея Голубева - первого командира Вологодского ОМОНа и спецназа, экс-депутата ЗСО.
Позывной «Пума»
- Мы долго не могли поверить, что в ЛНР погиб наш воспитатель кадетских классов Виктор Котов - добрый и надежный жизнелюб. Сначала надеялись, что это ошибка, звонили в военкомат. А потом переживали и плакали все - и дети, и учителя: для нас он давно уже стал родным человеком, - рассказывает директор 15-й школы Вологды Ольга Кузякина.
Виктор Котов был самым молодым наставником у кадет: ребятам он отдал 17 лет из своих 39. Обучал их военному делу, занимался строевой подготовкой, вместе с ними бегал кроссы и прыгал с парашютом. Строгий и требовательный, после занятий он преображался: гонял с малышами мяч во дворе, играл на гитаре, ставил в классе творческие номера, где и сам мог выступить в роли почтальона Печкина. Ребята, в свою очередь, его очень ценили: в 2016 году из 22 его учеников 15 поступили в военные вузы. А родители без устали благодарили: спасибо, что из наших мальчиков вы воспитали настоящих мужчин.
- Когда Виктору Николаевичу пришла повестка, как педагог он мог бы не участвовать в СВО: школе было достаточно написать письмо в военкомат. Но он запретил это делать, сказав: я просто обязан быть там, где сейчас мои выпускники, - вспоминает Ольга Васильевна. - Мы провожали его всей школой, писали письма в учебку, собирали посылки. И до сих пор не можем прийти в себя: школа в трауре, все звонят, соболезнуют, а одна наша выпускница даже посвятила ему стихи. Для нас Виктор Николаевич - герой, он навсегда вошел в историю школы. Сейчас мы хотим открыть школьный музей, уже начали собирать материалы.
- Ничто не способно заглушить боль и скорбь в сердцах родных, но, со своей стороны, мы приложим все усилия, чтобы помочь им в это непростое время, - отметил губернатор.
Он выделил спецтранспорт, чтобы вывезти тела ребят из «серой зоны» и доставить домой. К этой операции подключился и мэр Вологды Сергей Воропанов. В итоге все было сделано в сжатые сроки.
«Такая уж наша стезя»
- После гибели сына мы с женой уже приняли тысячи звонков и сообщений. Знакомые и незнакомые люди со всей страны выражали нам поддержку и сочувствие, многие плакали - даже генералы не сдерживали слез, - рассказывает Сергей Голубев. - Первые дни после страшной новости прошли как в тумане: успокоительные не помогали. Тяжело, конечно, и сейчас, но такая уж наша стезя. У нас в семье - все офицеры: мы с женой и оба сына. Защищать родину - это наша работа. Мы знаем: военные больше рискуют, но мы сами выбрали этот путь. Война, как известно, не бывает без жертв, но быть к этому готовыми нельзя: всегда надеешься на лучшее, веришь в чудо, однако в этот раз, увы, чуда не произошло. Порой нам кажется, что все это - страшный сон, и скоро вернется Андрей со своей широкой улыбкой: он улыбался всегда и везде, хмурым мы его не видели…
Сергей Голубев вспоминает: он и сам служил в «горячих точках», прошел обе чеченские войны, создал первые в области спецназ ФСИН и ОМОН МВД. Для сыновей он был во всем примером: с детства они уважали военную форму, форсили в фуражках, играли в войнушку: «Пап, мы защитники, как и ты!» Позднее мальчишки ездили с отцом на учения спецназа: гоняли на БТРах по полям и лесам, проводили «разведку боем», мечтали носить погоны. Неудивительно, что после школы оба сына - и Саша (старший), и Андрей - поступили в ВИПЭ.
- Сам погибай, а товарища выручай, - это про Андрея. Помню, они играли на улице, когда кто-то из ребят угодил в пруд. Андрей (тогда ему было шесть лет) прибежал домой весь мокрый: спасал друга из воды, - вспоминает Сергей Александрович. - А как-то во дворе хулиганы напали на Сашу - трое на одного. Андрей (еще дошкольник), увидев это из окна, без раздумий побежал на помощь брату - маленький, да удаленький! Таким он и был - добрым, честным, порядочным, активным, бесстрашным, неравнодушным. До всего ему было дело, недаром и позывной себе выбрал «Нерв» - чтобы враги боялись.
После вуза Андрей 15 лет служил в спецназе ФСБ, был заместителем командира. Он много раз бывал на Северном Кавказе, участвовал в сложных спецоперациях. В 38 лет вышел на пенсию, но на заслуженном отдыхе провел всего 10 месяцев. В первый же день после объявления мобилизации Голубев-младший сам пришел в военкомат. Отцу он сказал: «Кто, если не мы, пап?!»
- Вскоре мы его проводили - в душе, конечно, дрогнуло: дети - это полсердца. Но мы знали: он специалист, профессионал экстракласса, и верили, что вернется домой. В Костроме, где формировался полк, сыну предложили создать роту разведки. Он лично подбирал ребят (больше 100 человек со всей области), многие просились к нему сами. Эту роту назвали «Насон», и некоторые ребята даже сделали такие наколки: гордились. На передовой они провели множество спецопераций. Наши разведчики хорошо подготовлены и обеспечены всем необходимым. Я сам туда ездил с гуманитаркой: мы возили им бронемашины, квадрокоптеры, тепловизоры, коллиматоры (световые прицелы для автоматов), - вспоминает Голубев-старший. - Как отец я очень горжусь Андреем: в трудное для страны время он просто не мог сидеть дома.
С бронемашинами и оборудованием землякам серьезно помогли и друзья Андрея по внедорожному клубу «Вологда 4х4»: Голубев-младший, что называется, стоял у его истоков.
- Пляжный отдых был не для сына - он предпочитал активный. С одноклубниками они мастерили машины, гоняли по бездорожью, участвовали во всероссийских соревнованиях. А еще опекали ребят из детских домов: по два-три раза в год вывозили их на природу. Там ставили палатки, топили печки, пекли блины, изучали с мальчишками технику и военное искусство, - делится Сергей Голубев. - В клубе были самые близкие товарищи Андрея. Эти парни знают все: как вытащить машину из непролазной грязи, как месяц прожить в лесу без воды и еды, - словом, закалку получили хорошую. Когда Андрей ушел на передовую, никто из гонщиков в стороне не остался: все эти месяцы они готовили внедорожники для СВО, доставляли бойцам снаряжение и посылки - вот что значат истинная дружба и взаимовыручка.
Джиперы, что вывозили «из-за ленточки» вещи погибших разведчиков, доставили в Вологду и боевого пса Андрея. Двухнедельный крошечный щенок прибился к нему в луганской деревне. Красивый, черный, с белыми лапками - все бойцы к нему привязались. Щенка назвали Секретом, кормили вкусняшками, брали с собой на выезды в броневик.
- Как-то Андрей (раз в неделю он выходил на связь) спросил детей, хотят ли они щенка. Дочка Кира (ей 10 лет) и сын Дима (ему шесть) завизжали от счастья, - вспоминает Сергей Голубев. - Андрей обещал вернуться домой с собакой, но, увы… Этот пес (сейчас ему два месяца) нам очень дорог. Он как последний привет от Андрея и новый член нашей семьи. Его хозяин уже далеко - в воинстве святого архангела Михаила, он будет по-прежнему нас защищать, но уже с небес. Так жена Андрея объяснила их маленьким детям. Видимо, и правда, Господь забирает лучших…
Р. S. В честь Михаила Бороздина земляки уже предложили назвать улицу в его родном поселке Валга под Великим Устюгом либо центральную улицу в деревне Журавлево, где живет его родня и где в детстве Михаил проводил много времени.
Комментарии (0)