Дружба народов помогла найти последний приют павшего воина

statics/images/arcticles/022019/20022019xa2551ce3.jpg
Теперь Любовь Набиева знает точное место захоронения одного из трех братьев своего деда, погибших в боях с фашистами.
Фото из семейного архива
statics/images/arcticles/022019/20022019x71cd49d7.jpg
Красноармеец Иван Силушкин, 1942 год.
В Витебской области, на месте последнего боя своего родственника красноармейца Ивана Силушкина, побывала жительница Бабаевского района Любовь Набиева. Найти место захоронения помогла сопричастность сразу нескольких прежде не знакомых ей людей.

Лес, могила № 1 

- У моего деда, Михаила Федоровича Силушкина, уроженца бабаевской деревни Середняя, было три брата, - рассказывает Любовь Николаевна. - Михаил, самый младший из них, в войну еще подростком был, на фронт не попал. А вот трое других - Алексей, Василий и Иван - оказались в действующей армии, все трое погибли. Дед все письма братьев бережно хранил, а потом нам с сестрой передал. Мы их даже при помощи районной газеты смогли в виде памятной брошюры издать. Но про боевой путь всех троих было не так много известно. Со временем какие-то детали мы установили, но не знали главного - где они похоронены. Один из братьев до сих пор числится в списке пропавших без вести на Ленинградском фронте. 

Справка

В годы войны из семи бывших сельсоветов, вошедших теперь в границы Санинского поселения, ушли на фронт больше 1000 земляков, почти две трети из них не вернулись с полей сражения. При этом санинская земля стала родиной сразу трех Героев Советского Союза. И все трое - Иван Беляев, Николай Серов и Павел Фомичев - участвовали в освобождении Белоруссии. 

19-летний Иван Силушкин попал на фронт весной 1942 года. На краткосрочных курсах получил специальность истребителя танков, вместе со своей частью воевал на Калининском, Ленинградском, Воронежском и Белорусском фронтах. Освобождал Смоленск и Ельню, четырежды был ранен. В августе 1943-го за уничтожение огневой точки противника награжден медалью «За боевые заслуги», которая очень ценилась в солдатской среде. 
Бои за освобождение белорусского райцентра Городка растянулись на несколько месяцев и привели к большим потерям у обеих сторон. Погиб в одном из кровопролитных сражений и Иван Силушкин. В Книге Памяти Бабаевского района место его захоронения обозначено так - «Белоруссия, деревня Скуматы, лес, могила № 1». Но на современных картах Витебской области такой деревни уже не существует. Давно нет и указанного в донесениях леса. 

Помогли и показали

Возможно, это место так и осталось бы неизвестным, не вмешайся случай. Летом 2012 года у Бабаева официально появился город-побратим - тот самый витебский Городок. И недавно в гостях у белорусов в очередной раз побывала делегация Бабаевского района, в состав которой как глава Санинского сельского поселения была включена и Любовь Набиева. На встрече с руководством городокской администрации она упомянула, что брат ее деда покоится где-то здесь. А в зале в тот момент оказался Владимир Шильцов, который уже много лет собирает и систематизирует данные о советских солдатах, освобождавших эту часть Белоруссии.
Сами границы белорусских районов также неоднократно менялись. И, как потом выяснится, местом последнего боя бабаевского солдата стал сопредельный нынешнему Городокскому Дубровинский район. В здешней администрации также оперативно откликнулись на звонок из Городка. 
- И уже через 20 минут после моего выступления белорусы назвали мне точное место, где после перезахоронения покоятся останки нашего семейного героя - агрогородок Осинторф, деревня Петрики. А на следующее утро вместе с Владимиром Шильцовым и председателем Осинторфского сельского исполкома Сергеем Колобовым мы поехали к большому мемориалу, установленному на этом месте, - продолжает свой рассказ Любовь Набиева. - Здесь в братской могиле покоятся почти 7000 наших солдат и офицеров: бои за Городок тогда действительно были страшные. Нашла я и выбитую на мемориале фамилию нашего родственника. C разрешения сопровождающих взяла немного земли с подножия мемориала, при возвращении в Бабаево мы бережно положили ее на могилы родителей Ивана Федоровича. Пусть они так и не дождались возвращения сына, но для всей нашей семьи это стало знаковым событием.
Память Эхо войны Беларусь Витебск Бабаево

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: