Олег Кувшинников: «Я не девушка, я не стараюсь всем понравиться, я дело делаю!»

statics/images/arcticles/092018/26092018x847b24c9.jpg
В ближайшие три года в развитие Вологодской области будет вложено больше 20 миллиардов рублей.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/092018/26092018x7432c250.jpg
Старший сын Александр и его жена сделали Олегу Александровичу самый главный подарок в жизни - внучку Асю.
Фото Валентины Певцовой
statics/images/arcticles/092018/26092018x854a72e0.jpg
Заготовками в семье Кувшинниковых занимается мама Олега Александровича Елена Ивановна, поэтому собранные грибы он передает ей.
statics/images/arcticles/092018/26092018x8cef2652.jpg
Средний сын Роман принял решение служить Родине.
statics/images/arcticles/092018/26092018x025a4f38.jpg
Олег Кувшинников и Надежда Кузьминская.
23 сентября Вологодская область отметила день рождения: 81 год назад она была образована в нынешних границах. О том, как меняется и будет меняться наш регион, о любимых местах, о вологодском патриотизме мы поговорили с губернатором Олегом Кувшинниковым.
- Олег Александрович, давайте оставим историкам спор о том, что считать днем рождения области - первое упоминание в летописи или постановление ЦИК от 1937 года. Мне кажется, что чем больше поводов поговорить о любви к своей малой родине, тем лучше. Поэтому скажите, что лично для вас Вологодская область и с чего она начинается?
- Вологодчина - это прежде всего моя родина, родина моих предков. Здесь родились мои дети, живут мои родители и мои друзья. Но сейчас для меня Вологодчина - это еще и огромная ответственность. Как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации я отвечаю за все, что происходит на ее территории. Безусловно, я радуюсь успехам наших спортсменов и школьников, которые добиваются побед на международном и всероссийском уровне, достижениям наших деятелей культуры, производственным показателям наших ведущих отраслей экономики - металлургии, химии, деревообработки и пищевой промышленности. Горжусь нашими брендами и настоящими вологодскими продуктами, которые известны уже далеко за пределами региона. Но я не могу не замечать и проблем, которые волнуют вологжан и решать которые нам сейчас необходимо. Я их вижу и знаю. И, конечно, очень сильно переживаю, когда в области происходят чрезвычайные ситуации.
Ежедневно в шесть утра мне поступает оперативная сводка о происшествиях, поэтому рабочий день начинается, как правило, с неприятностей. Если ситуация требует моего вмешательства, я немедленно включаюсь в работу, так как моя главная задача - обеспечение социально-политической и экономической стабильности в регионе. Вологжане должны чувствовать себя комфортно и безопасно.
- Одному человеку в любом случае не под силу сделать комфортной территорию с населением больше миллиона человек. Даже если его рабочий день начинается в шесть утра. Что могло бы стать для вологжан той объединяющей силой, которая сподвигла бы их сделать лучше то место, где они живут?
- Уверен, главной объединяющей силой должна стать любовь и уважение к своей малой родине. Именно эти ценности могут сделать порой даже невозможное. 
- Сейчас у области появились деньги на инфраструктурный рывок. Прошли градостроительные советы в Вологде, Череповце и еще в 11 районах, на которых заявлено о масштабных проектах. И у остальных появилось опасение: а вдруг всем не хватит, вдруг какой-то район обойдут вниманием. 
- Проблема, с которой мы можем столкнуться, лежит не в финансовой плоскости. Мы уже запланировали в бюджете развития более 20 миллиардов на ближайшие три года. Наметили огромный перечень мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту дорог и социальных объектов. Но мы понимаем, что за годы перестройки, кризисные и посткризисный периоды просто потеряли часть той профессиональной культуры, которая в советские времена позволяла строить гигантские предприятия и гидроэлектростанции, разворачивать реки вспять.
В 2008 году мы пережили страшный кризис, который практически положил на бок экономику и бюджетную сферу нашего региона. 
Еще совсем недавно государственный долг достигал астрономической отметки - 105% от собственных доходов. Реальный дефицит бюджета превышал 10 миллиардов рублей. Объезжая тогда районы области, я понимал, что не могу обещать людям решить их проблемы в ближайшее время. Понимал, что нам придется затянуть пояса, поэтому просил их потерпеть, пока мы выберемся из той финансовой ямы, в которую попали. Я осознавал, что нам придется принимать непопулярные меры по сокращению дополнительно взятых на региональный бюджет обязательств, урезать расходные статьи. Но я никогда этого не скрывал. И благодарен вологжанам за то, что они мне поверили. За шесть лет мы вместе преодолели практически все трудности. Сокращали госдолг и наращивали объемы производства промышленной продукции. Сегодня у нас профицитный бюджет, и мы занимаем 19 место в России по объему производства промышленной продукции на душу населения. Мы вернулись в число крупнейших региональных экономик. Наши финансовая и налоговая системы - одни из самых эффективных в стране. 
По объемам профицита бюджета мы третьи в России, а это значит, что у нас теперь есть подушка безопасности. И мы можем начать возвращать долги нашим муниципалитетам. Именно для этого сформирован бюджет развития, который на ближайшие три года превышает 20 миллиардов рублей. Мы запустили несколько уникальных проектов, которые уже работают на развитие наших районов и городских округов. Прежде всего, это «Народный бюджет». Благодаря инициативе простых вологжан, проекты которых получили нашу поддержку и софинансирование из областного бюджета, построено огромное количество спортивных и детских площадок, проведено благоустройство территорий сельских поселений, освещение, обновлены колодцы, отремонтированы и возведены новые памятники и воинские мемориалы. Все это помогло нам справиться с локальными проблемами, теперь пришло время решать стратегические задачи развития территорий. 
В течение года я объеду все муниципальные образования и буду уже не просто знакомиться с проблемами и успокаивать людей, как это было шесть лет назад, а принимать меры по радикальному улучшению качества жизни. Эти меры основываются на мнении вологжан, которые обращаются в мою онлайн-приемную, на данных социологов и позиции местных администраций. Уже объявлен старт нескольких жизненно важных проектов по замене всех школьных автобусов, возраст которых превышает 10 лет, ремонту более 130 домов культуры, обеспечению кадрами медицинских учреждений, строительству новых ФАПов и оснащению их современным оборудованием. Ну и главное - на градсоветах мы принимаем решения по расшивке узких мест в каждом районе. Главы местного самоуправления получают конкретные поручения по решению этих вопросов - проектированию, строительству, реконструкции, составлению сметы, выбору подрядной организации и контролю за ходом работ. И на каждом градсовете называются конкретные суммы, которые будут выделены на эти объекты. В ближайшие три года муниципальные образования получат от 300 миллионов, крупные города - до трех миллиардов рублей. 
- Раньше если на местах что-то не делалось, то всегда было оправдание: у нас нет денег. Теперь вместе с деньгами у руководителей районов появляется много работы и ответственности? Они к этому готовы? 
- К сожалению, не готовы. Потеряны соответствующие компетенции: нет проектантов, сметчиков, строителей, подрядных и субподрядных организаций, которые готовы освоить такое огромное количество средств, направленных на ремонт, реконструкцию и строительство новых объектов. 
- На чем тогда строится ваша уверенность, что все планы будут реализованы?
- Мы сформировали долгосрочную стратегию развития и под нее наш строительный комплекс, дорожные организации готовы закупать новую технику и оборудование, строить заводы по производству асфальтовых смесей, цементобетона, строительных материалов. Это позволит нам выполнить те поручения, которые я ставлю на градостроительных советах. 
Мы разработали универсальную систему контроля за выполнением моих поручений. Если идет отставание, включается желтый сигнал светофора: внимание. И это уже повод для разбирательства, к выяснению причин и решению проблемы подключаются профильный департамент и глава района. 
Далее градостроительные советы будут проходить каждый год в каждом муниципальном образовании. Будут новые проекты и новые средства уже на следующие три года. Мы уже заглянули за горизонт, мы знаем, что в областной столице надо строить новый мост через реку Вологду. Мы будем это делать. Необходимо расширять аэропорты и удлинять взлетно-посадочные полосы в Вологде и Великом Устюге. Мы понимаем, что надо достраивать обход областной столицы, строить еще один мост в Череповце. Все, что намечено, должно быть сделано строго в установленные сроки.
- Сколько бы вы ни делали для развития Вологды и Череповца, они все равно ревнуют вас друг к другу, считают, кому больше достается денег и вашего внимания. Что с этим делать? Или это такой менталитет и пусть все остается, как есть? 
- Соперничество двух городов я даже приветствую. Оно приносит очень хорошие результаты. Вологда смотрит, как развивается Череповец, Череповец смотрит, как развивается Вологда. Берут друг у друга лучшее в плане благоустройства дворовых территорий, уборки, озеленения, создания арт-объектов. Здоровая конкуренция должна привести к улучшению качества жизни. Теперь наша задача сделать так, чтобы и наши муниципальные образования получили импульс к развитию. Иначе из районов будут и дальше уезжать люди. Если 50 лет назад 25% населения жили в крупных городах, а 75% на селе, то сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Если уедут в города еще 15%, кто будет кормить городское население? Поэтому во всех муниципальных образованиях, где есть точки роста, где работают предприятия пищевой промышленности, сельского хозяйства, лесопереработки, должны строиться, ремонтироваться, восстанавливаться социальные объекты. 
Поэтому я не боюсь соперничества, наоборот, его приветствую. И среди муниципальных образований тоже.
- Вы говорите о долгосрочной перспективе, а сами живете в съемном жилье. Это всегда было поводом говорить, что вы не хотите укореняться в Вологде, а собираетесь в Москву. Скажите откровенно, что вы считаете своим домом?
- На Руси всегда домом называли место, где живет твоя семья. Но, к сожалению, занимая определенный пост, ты теряешь привязку к месту проживания. 
Я до сих пор живу в служебном жилье, которое мне снимает управление делами, и не покупаю квартиру за счет бюджетных средств. Я не привязан к этому жилью и не занимаюсь его благоустройством, я в нем только ночую, когда не нахожусь в командировках. 
Чиновник моего уровня уже не распоряжается своей судьбой и карьерой. Перемещения могут произойти мгновенно, и отказаться от них глава субъекта Федерации не имеет права. 
Очень надеюсь, что этого не произойдет до того, как я выполню все поставленные перед собой цели. При вступлении в должность в результате выборов 2014 года я обещал вологжанам, что обязательно отработаю весь положенный губернаторский срок и выполню главную задачу - вернуть Вологодчину в 20 самых сильных регионов Российской Федерации. Мы это сделали. Моей целью было не допустить дефолта области, это тоже сделано. Мы планировали увеличить объем валового регионального продукта до 500 миллиардов рублей. План перевыполнен. Индекс промышленного производства также опережает российские показатели. 
Сейчас мы ставим новые задачи уже по комплексному развитию территорий, по инфраструктурному рывку, по прорывному развитию наших отраслей. Пока я эту задачу не выполню, я никуда не собираюсь.
- Мы много говорим о том, что молодежь, к сожалению, уезжает из области. Думаю, вы бы вполне могли устроить своих детей в столичные или даже заграничные вузы. Но они остались учиться здесь. Это результат правильного воспитания, дань вашему имиджу или их собственный выбор?
- Конечно, мог бы устроить. Но я никогда не буду этого делать, потому что мои дети должны всего добиться сами. Научиться включать силу воли, когда тяжело, когда устал, когда кажется, что уже ничего не можешь. Двигаться вперед через «не могу». Вот когда они сами преодолеют все трудности, тогда у них точно будет блестящее будущее. Маловероятно, что сыновья пойдут по моим стопам и выберут карьеру государственного служащего.
- Но зато два сына выбрали профессию металлурга.
- Сыновья советовались со мной, это был разговор на равных - они прислушивались к моему мнению, я принимал их позицию. И я горжусь тем, что они продолжат династию металлургов. Старший сын уже мастер на «Северстали», младший только что поступил в металлургический колледж на обработку металла давлением. Это как раз та специальность, которой я посвятил большую часть своей жизни, почти 20 лет. Ну а средний принял решение служить Родине. Он окончил Санкт-Петербургское суворовское училище и поступил в Череповецкое училище радиоэлектроники.
- Удалось этим летом хоть какое-то время провести вместе?
- Да, конечно. Мы ходили в поход, на рыбалку, за грибами. Несмотря на огромную занятость, я стараюсь найти время, чтобы хотя бы просто по-мужски с ними поговорить, понять, чем они живут, с какими трудностями сталкиваются, дать совет исходя из собственного жизненного опыта. Конечно, во время каникул мы обязательно проводим какое-то время вместе. Они у меня очень живые, активные, как я. Занимаются спортом, прыгают с парашютом, катаются на лыжах и любят путешествовать.
- Вы много путешествуете именно по Вологодской области. У вас есть какие-то общие любимые места?
- Ну, конечно, это дача моих родителей в Устюженском районе на потрясающе чистой реке Мологе. Сейчас больше времени проводим в Вологодском и Усть-Кубинском районах. Любим собирать грибы, это наше семейное увлечение. Иногда рассказываю о наших результатах, о наших походах в социальных сетях. Кому-то это нравится, кому-то нет, но это моя жизнь.
- А что вы делаете с грибами - солите, сушите, жарите или просто раздаете? Некоторые любят собирать грибы из чисто спортивного интереса.
- Я люблю грибы в любом виде: и грибной суп, и соленые рыжики, и соленые грузди, лисички, жаренные на сковородке с луком и картошкой. Все это и сам готовлю, и моя семья. Мама делает заготовки из грибов. Поэтому я насобираю корзиночку и передаю ей.
- А какими блюдами еще вас мама балует? 
- Любимое блюдо - это, конечно, пироги: рыбник, пирог с морошкой. От приготовленного мамой студня невозможно оторваться. А мамин салат оливье, вкус которого я помню с детства, никто не может повторить. Ну и, конечно, щи. Все, что готовит мама, потрясающе вкусно! Я так хорошо готовить не научился. Но, слава Богу, мои родители вместе со мной, и я всегда могу приехать на мамины пироги. 
- Родители у вас - заядлые дачники. Помню, прошлым летом был отменный урожай яблок. Александр Николаевич всем их раздавал. Как в этом году с урожаем?
- У родителей хоть и всего шесть соток, но они перепаханы собственными руками вдоль и поперек, так что у них растет абсолютно все. И устюженская картошка, и помидоры с огурцами, свекла, морковка, лук, чеснок и хрен для солений…
- Когда родителей спрашивают, зачем они делают столько заготовок, они обычно говорят: так ведь для детей. Вы тоже домой от родителей с банками возвращаетесь?
- Да, на моем столе всегда родительские заготовки. Особенно много из яблок: сок, варенье, сушеные яблоки. Огород у родителей - это произведение искусства. Однажды мы делали съемки у них на даче, так этот фильм в соцсетях набрал колоссальное количество просмотров. Во-первых, никто не может поверить, что родители губернатора на шести сотках производят такой объем продукции. Во-вторых, никто не может поверить, что мои родители живут не в замке или особняке, а в обычном щитовом доме и никуда не собираются оттуда уезжать, что бы я им ни предлагал. И, в-третьих, что мы сохраняем такие теплые отношения, что я всегда с ними на связи. Я общаюсь с ними каждый день. 
- А вы им звоните или они вам?
- Звоню я. Они прекрасно знают, что я почти никогда не беру трубку, я все время занят. Я включаю телефон только вечером, когда заканчивается рабочий день. После девяти часов сажусь в машину, и, пока еду домой, у меня есть 20-25 минут, чтобы поговорить с родителями, с семьей, с друзьями. Поэтому мой период общения по своим личным делам начинается после девяти часов вечера.
- Это сумасшедший ритм жизни: в шесть утра вы уже смотрите сводку, в девять только садитесь в машину, да еще постоянные командировки.
- Я всю жизнь работал в таком ритме, и мне он нравится, а еще очень нравится быть востребованным. Тем более сейчас, когда результат своего труда можно пощупать руками. Возведено 13 детских садов (заложили еще шесть), построено пять школ (построим еще 10) и многое другое. Это уже совсем другое чувство жизни. 
- Я понимаю, почему вы собираете ленточки, которые перерезают во время открытия новых объектов. Это атрибут результата, который достигнут. Скоро уже будет негде размещать эту коллекцию?
- Коллекция будет расти и при­умножаться. Меня критикуют в соцсетях, что я, как парадный генерал, приезжаю перерезать ленточки. Но прежде чем открыть объект, я не раз приеду, чтобы проконтролировать ход работ, жестко поговорить со строителями, если нарушаются сроки или меня не устраивает качество работ. А уж потом можно приехать, чтобы посмотреть на результат нашего труда, я не считаю это для себя зазорным, наоборот, этим надо гордиться. 
Я не девушка и не стараюсь всем понравиться, я делаю дело. Последние годы был антикризисным менеджером, а теперь становлюсь тем, кем являюсь по своей сути - хозяйственником.
 
Губернатор Интервью Вологодская область

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: