Владельцы киосков избежали повышения аренды в 10 раз

statics/images/arcticles/032018/21032018x1144058a.jpg
Небольшие ларьки нужны вологжанам не меньше, чем крупные супермаркеты.
Фото Валентины Певцовой
Вологодская городская Дума отозвала свое решение о новом порядке размещения объектов нестационарной торговли, которое грозило предпринимателям повышением арендной платы в несколько раз. 

Схватились за голову

Сразу 13 обращений владельцев объектов нестационарной торговли Вологды поступило в адрес регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Степана Ткачука. Бизнесмены были обеспокоены тем, что депутаты гордумы планируют внести изменения в действующий много лет в областном центре порядок размещения ларьков и киосков.
Все обратившиеся работают на основании договоров аренды земельных участков, заключенных задолго до 1 марта 2015 года. И в случае принятия депутатами решения им пришлось бы переоформить ранее заключенные с городской администрацией договоры аренды без проведения торгов на договоры на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта или объекта по оказанию услуг населению. При этом размер платы по договору должен был рассчитываться по новой методике.
- Предлагаемая формула расчета цены договора устанавливала базовую ставку стоимости квадратного метра - 2323 рубля 2 копейки в год, но не содержала экономического обоснования указанной суммы. Отсутствовало также экономическое обоснование «коэффициентов специализации объектов и коэффициентов территории размещения объектов», - поясняет Степан Ткачук. - Кроме того, формула содержит множитель 8 - площадь места размещения. Из предложенной методики невозможно однозначно установить, что понимается под площадью места размещения - размер земельного участка, установленный Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, либо площадь самого объекта.
Даже предварительные расчеты предпринимателей по предлагаемой методике, с которыми они и обратились к бизнес-уполномоченному, оказались неутешительными. В случае если приравнять площадь места размещения торговой точки к площади земельного участка, то это привело бы к увеличению годовой платы от 10 до 16 раз. Вести в таких условиях бизнес было просто-напросто нерентабельно. 
- О готовящемся решении мы узнали случайно в декабре прошлого года. По своим каналам получили копию проекта документа и схватились за голову. Если по действующим договорам аренды за участок примерно в 300 квадратных метров (130-150 квадратных метров сам павильон плюс охранная зона) мы платим в среднем 70 тысяч рублей в год, то по новой методике размер аренды возрастал до 1 миллиона рублей. И это если торговая точка специализируется на продуктах питания. Для сферы услуг - шиномонтажа, автосервиса - коэффициент, а значит, и арендная плата, мог возрасти еще больше. Кроме того, новые договоры могли вогнать нас в настоящую кабалу. Малейшая просрочка - и штрафы, пени и так далее. Однозначно пришлось бы закрываться, - говорит один из участников инициативной группы предпринимателей, директор ООО «ВС» Вадим Упадышев. 

«Сырой» проект

Опираясь на эти обращения, уполномоченный по защите прав предпринимателей попросил Вологодское УФАС проверить предлагаемый законопроект.
Вердикт антимонопольного ведомства был категоричен: проект муниципального правового акта противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». А его принятие будет способствовать нарушению прав индивидуальных предпринимателей. 
«Антимонопольный орган считает, что при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов и иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления ограничены в своих полномочиях и не имеют право принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие положения, порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению, в том числе по заключению договоров о размещении, установлению платности и выдаче каких-либо разрешений на данные объекты», - говорится в официальном сообщении Вологодского УФАС.
Соответствующее предостережение антимонопольщики вынесли органу местного самоуправления в феврале нынешнего года. 
В самой гордуме утверждают, что решение было отозвано еще до получения каких-либо рекомендаций со стороны УФАС. 
- Проект решения внесен городской администрацией в конце ноября прошлого года. Документ был рассмотрен на комитете по вопросам местного значения и законности 19 декабря. По мнению депутатов, проект был «сырой», он отложен и направлен в Контрольно-счетную палату. В заключении КСП также указывалось на недостатки в документе. Мы встретились с мэром, обсудили необходимость доработки проекта, и в итоге проект был отозван администрацией 25 января. Предостережение УФАС поступило лишь спустя месяц, 26 февраля. Никакой роли в рассмотрении указанного проекта, соответственно, данное обращения УФАС не сыграло, - пояснил «Красному Северу» глава Вологды Юрий Сапожников.
По большому счету, не очень важно, чья заслуга в том, кто в данном случае отстоял права владельцев киосков - антимонопольное ведомство с подачи уполномоченного или депутаты гордумы, отправившие документ на доработку. Каждый из них просто выполнил свою работу. Важен результат. Впрочем, эксперты не исключают, что поднимать арендную плату все равно придется. Но происходить это будет, скорее всего, уже по-другому и не столь резко. А при принятии подобных решений должностным лицам не стоит забывать недавнее жесткое заявление губернатора Олега Кувшинникова:
- На местном уровне мы должны делать все возможное для снижения налоговой нагрузки на бизнес, особенно в приоритетных отраслях экономики. Нужно дать возможность предприятиям развиваться. Так же нещадно надо бороться с административными барьерами и коррупцией. Я буду лично реагировать на все звонки, поступившие на «горячую линию». Мы не позволим оказывать давление на бизнес.
Торговля Киоски

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: