На переднем крае обороны

statics/images/arcticles/052019/15052019x7303ee74.jpg
Тыловая Чагода была готова в любой момент дать отпор врагу.
| Фото из газеты «Искра» и из архива Чагодощенского районного музея
statics/images/arcticles/052019/15052019x9fcbf647.jpg
Госпиталь в Чагоде. 1942 год.
statics/images/arcticles/052019/15052019x3b3d94ff.jpg
Аэродром в деревне Пильно. 1942 год.
В начале ноября 1941 года с захватом немцами Тихвина создалась реальная угроза вторжения фашистов на Вологодчину. Первым возможный удар захватчиков готовился принять на себя Чагодощенский район. «Красный Север» при содействии чагодощенской районной газеты «Искра» расскажет о событиях первых годов Великой Отечественной войны в жизни самого западного района Вологодчины.

Под бомбами врага

На всех фронтах Великой Отечественной сражались чагодощенцы. Но чаще всего их направляли на Волховский, Ленинградский и Карельский фронты. Всего в военных действиях принимали участие 4 462 жителя Чагодощенского района, среди которых было 262 женщины. Немногим из них пришлось встретить День Победы. 
В конце июля 1941 года из Чагодощенского района под Валдай на строительство оборонительных сооружений отправился первый отряд рабочих, служащих и колхозников - более 1 500 человек. 
В сентябре фашисты прорвали оборону. Многие наши земляки погибли. Мужчинам пришлось взяться за оружие, а женщины пешком пошли домой. Остатки отряда добрались до Чагоды только через неделю.
В сентябре 1941 года в район Анненского Моста (нынешний Вытегорский, а тогда Ковжинский район) на строительство укреплений был отправлен второй отряд жителей Чагодощенского района. Эшелон, где находились 800 человек, после прибытия на станцию Подборовье подвергся массированной бомбардировке немцев. Многие были убиты или ранены. 
Расстояние от Чагоды до Тихвина составляет по прямой всего 113 километров. В осенние дни первого года войны вражеская авиация на границе Ленинградской и Вологодской областей бомбила и расстреливала из пулеметов воинские части и железнодорожные эшелоны, колонны беженцев, санитарные машины. Бомбы падали на деревни Малашкино, Марьино, Лешутинская Гора Чагодощенского района, поселок Сазоново, железнодорожные станции Огарево и Чагода.
В районе вовсю шло строительство партизанских баз для размещения личного состава и складов. В короткие сроки был разработан план эвакуации населения, имущества колхозов и промышленных предприятий. В Чагодощенском районе остановились стекольные заводы, начался демонтаж оборудования.
Захватив Тихвин, фашисты намеревались выйти к реке Свирь, чтобы здесь соединиться с финскими войсками и замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. В срыве этих замыслов большую роль сыграл Пильнецкий аэродром, расположенный недалеко от поселка Сазоново. В октябре 1941 года на него из Ленинградской области была перебазирована группа бомбардировщиков 57-го авиационного бомбардировочного полка Балтийского флота. Большую помощь в расширении и благоустройстве аэродрома оказали сазоновцы и жители близлежащих деревень.
Именно с этого аэродрома в конце 1941 года поднимались бомбардировщики для нанесения ударов по фашистским войскам, двигавшимся по шоссейной и железной дороге Будогощь - Тихвин, а также истребители немецких самолетов, несущих бомбы в сторону Череповца и Вологды. За короткий осенний день советские летчики успевали сделать по 3-4 вылета. На вооружении авиагруппы были бомбардировщики типа ДБ и СБ, а также штурмовики Ил-2. Уничтожая вражеские эшелоны и разрушая железнодорожные пути, наша авиация задерживала подход свежих резервов немцев к линии фронта. Летчики обеспечивали воздушное прикрытие наступавшей на Тихвин пехоте.

Малые дороги жизни

Проходящая через Чагодощенский район дорога Тихвин - Устюжна приобрела в 1941 году огромное стратегическое значение. По ней осуществлялся подвоз всего необходимого для фронта. Сыграл свою роль наш тракт и в организации обороны Ленинграда. На укрепление и расширение дороги вышли многие чагодощенцы. Они рубили деревья, выстилали ими дорогу, возили гравий, заготовляли и подвозили бревна для строительства новых мостов через реки Чагоду, Песь, Кабожу. Благодаря самоотверженному труду селян в самое тяжелое время боев за Тихвин и позднее эта дорога действовала беспрерывно. День и ночь по ней подвозилось с востока все необходимое для фронта.
18 ноября 1941 года началось строительство железнодорожной ветки от станции Чагода до станции Кабожа длиною 48,5 километра. Когда враг рвался к Тихвину, Северная железная дорога задыхалась от нараставшего потока грузов и людей. Новая ветка должна была разгрузить Вологодский железнодорожный узел, открыть кратчайший путь из Москвы к Ленинградскому и Волховскому фронтам.
Работы велись одновременно в двух направлениях. К строительству дороги были привлечены не только чагодощенцы, но и жители Пестовского и Хвойнинского районов тогдашней Ленинградской области (ныне Новгородская область). Условия труда и быта строителей были тяжелыми: скудное питание, холодные и непрочные одежда и обувь, изнурительная работа, суровые морозы до 30 градусов. Но больше всего донимал голод. Рабочие ходили по деревням, прося хоть какой-нибудь помощи.
Несмотря на все эти трудности, железнодорожная ветка Чагода - Кабожа была сдана в эксплуатацию. Первый железнодорожный состав по ней провел машинист Николай Васильев, а его помощницей была Варвара Грозина. 
В годы войны Варвара Степановна наравне с мужчинами принимала участие в строительстве этой дороги, подвозила строительные материалы на своем паровозе № 77, попадала под бомбежки и обстрелы вражеских самолетов. 
В послевоенное время Варвара дважды была удостоена звания «Почетный железнодорожник». 
В 1942 году по этому участку дороги проходило до 20 поездов в сутки, сообщает краеведческий альманах «Чагода». Поскольку дорога строилась зимой, в течение лета 1942 года она не раз ремонтировалась и перестраивалась.

Тыловая Чагода

Благодаря наступательной Тихвинской операции в ноябре - декабре 1941 года враг был оттеснен от западных границ Вологодской области. Однако регион продолжал готовиться к обороне. На строительство укрепрайона под Череповцом был отправлен третий отряд, составленный из служащих стекольных заводов и торфопредприятия «Дедово Поле» Чагодощенского района.
Зима 1941-1942 годов наступила рано и была суровой. На открытых полях вручную рыли длинные глубокие противотанковые рвы. Орудиями труда были лом, кирка, лопата и тачка. Каждый последующий слой за ночь успевал замерзнуть, и его вновь приходилось долбить. Чагодощенский строительный батальон пробыл под Череповцом с ноября 1941-го по март 1942 года. Здесь же трудились и рабочие из Устюжны. К весне 1942 года положение на Волховском фронте изменилось к лучшему. Отпала необходимость в оборонительных сооружениях под Череповцом. Все мобилизованные вернулись домой.
Чем дальше фронт отходил на запад, тем больше тыловая Чагода принимала на лечение раненых. В марте 1942 года в здании школы райцентра разместился эвакогоспиталь № 2715 Волховского фронта, рассчитанный на 600 коек. 
Обслуживающий персонал состоял в основном из местных жителей. Они принимали и заносили на второй этаж госпиталя раненых, ухаживали за ними, стирали белье, мыли полы в палатах, заготовляли дрова. Учителя и учащиеся средней школы осуществляли постоянное шефство, читали вслух книги, писали письма под диктовку раненых, приносили подарки. 
В госпиталь из деревень привозили яйца, молоко, масло и овощи. При самом госпитале и силами жителей Чагоды была организована художественная самодеятельность.
К сожалению, не всех раненых удавалось спасти, многие умирали от тяжелых ран. Их хоронили в одиночных могилах на местном кладбище. В 1961 году было принято решение о переносе останков воинов в братскую могилу под общий памятник-обелиск. Летом того же года состоялось перезахоронение. В 1990 году над братской могилой, на мраморных плитах которой выбита 51 фамилия, установили новый памятник.
История Великая отечественная война Чагода Чагодощенский район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: