Стать водолазом череповчанке помог «Всесоюзный староста»

statics/images/arcticles/122019/02122019x6c300461.jpg
Нина Соколова в послевоенные годы.
Фото из архива Кронштадтского Морского музея
statics/images/arcticles/122019/02122019xdda64406.jpg
Марина Лабецкая (справа) и Нина Бороздина.
Фото автора
В Книгу Почета Череповца занесено имя первой советской женщины-водолаза Нины Соколовой. В начале ноября по приглашению местной ветеранской организации в городе на Шексне побывала дочь бывшей череповчанки Марина Лабецкая.

Два ранения на память о войне

Это был уже ее второй приезд в Череповец. В сентябре на здании школы № 1, где в 20-е годы прошлого столетия училась Нина Соколова, торжественно открыли мемориальную доску. Инициаторами ее установки стали активисты городской общественной организации «Дети войны». Они же через Вологодское землячество в Санкт-Петербурге смогли установить нынешний адрес родственников череповчанки и пригласили на церемонию открытия ее дочь.
Вот и на сей раз во время пребывания в Череповце Марину Лабецкую сопровождала председатель городской организации «Дети войны» Нина Бороздина. Она же помогла нам напрямую пообщаться с гостьей из Санкт-Петербурга.
- Мама родилась в Череповце в 1912 году и была старшим ребенком в семье, - рассказала Марина Александровна. - Всего детей было шестеро: две сестры и четыре брата. Двое из них стали военными, а самый младший из братьев, Борис, погиб, так и не доехав до фронта: их эшелон разбомбили немцы. 
У самой Нины Соколовой, по словам ее дочери, на память о войне также остались два ранения. Но это было уже в 40-х, а началом водолазной карьеры череповчанки можно считать 1931 год, когда она поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания получила направление в ЭПРОН - Экспедицию подводных работ особого назначения, занимавшуюся подъемом затонувших судов, строительством портов и подводных трубопроводов.
Молодого инженера отправили на берег Черного моря, где она в качестве начальника гидротехнического отдела руководила работой водолазов, выполнявших строительные работы на восьмиметровой глубине. И практически сразу же девушка сама запросилась под воду: мол, как можно руководить тем, чего ты не видишь своими глазами? 
Но водолазное дело в те годы относилось к перечню сугубо мужских профессий, и на все обращения Нины Соколовой приходили категорические отказы. Тогда она смогла убедить начальника ЭПРОНа, контр-адмирала Фотия Крылова, постараться решить ее вопрос через Москву. Через несколько инстанций обращение попало к председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину, которого в те годы называли всесоюзным старостой. Он-то и дал разрешение на подводную работу Соколовой, но только на глубинах до 10 метров.
Впрочем, этот норматив череповчанка нарушила уже при первой же командировке на Баренцево море: она всегда была сторонницей осознанного риска. Навыки работы на относительно больших для того времени глубинах очень пригодились Нине Соколовой в начале войны, когда она чуть ли не ежедневно шла на погружения, чтобы восстановить нарушенные бомбежками подводные коммуникации или поднимать оружие и боеприпасы с потопленных немцами кораблей.

«Воробышек» с характером 

Осенью 1941-го отряд водолазов направили на берег Ладожского озера, через который проходила единственная водная дорога к блокадному Ленинграду. Вместе с остальными Нина Соколова строила причальные стенки и другие подводные сооружения, а весной 1942 года получила ответственное задание - в 50-дневный срок скрытно проложить по озерному дну бензопровод к Ленинграду. 
Работать пришлось в тяжелейших условиях: на Ладоге часто были шторма, а катер ЭПРОНовцев не раз попадал под обстрелы. Но задание Государственного Комитета обороны было выполнено досрочно: 29-километровый трубопровод построили всего за 43 дня. До момента прорыва блокады в город было доставлено под водой более 50 тысяч тонн топлива! О существовании бензопровода немцы тогда так и не узнали.
Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника и кавалера сразу четырех орденов, два из которых - Красной Звезды - особо ценились фронтовиками. При этом за три военных года череповчанка провела под водой почти 650 часов, или в пересчете на сутки - около месяца! 
Уже в послевоенное время, обосновавшись в Ленинграде, она преподавала в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе и наконец-то смогла заняться личной жизнью.
- Я появилась на свет в 1947 году, а еще через восемь лет родился мой брат Женя. Маме в ту пору было уже 44 года, и она слегка располнела, - говорит Марина Лабецкая. - А когда только водолазным делом занялась, худенькая была, маленькая, всего 157 сантиметров росточком. Воробушек да и только, но с внутренним стержнем, с характером. Он-то и помог ей идти по жизни.
После смерти Нины Соколовой ее имя попало в «Золотую книгу Санкт-Петербурга», но на то, чтобы «пробить» у тогдашних властей города на Неве разрешение на установку мемориальной доски на ленинградском доме, где несколько десятилетий прожила первая советская женщина-водолаз, понадобилось 10 лет! 
В Череповце же вопрос с установкой мемориальной доски на 1-й школе, по словам Марины Лабецкой, решился всего за несколько месяцев, за что она просила нас передать особые слова благодарности череповецким депутатам, руководителю Вологодского землячества в Санкт-Петербурге Александру Некипелову и председателю городской организации «Дети войны» Нине Бороздиной.
- Наша землячка была уникальной женщиной. Помимо строительства подводного трубопровода, она помогала прокладывать в блокадный Ленинград линию связи и другие коммуникации, которые и позволили ему выдержать долгую осаду, - рассказала в свою очередь Нина Бороздина. - Нашей ветеранской организацией подготовлено обращение о присвоении одной из новых улиц Череповца имени Нины Соколовой. Многие в городе нас поддерживают, и думаю, что эта общественная инициатива обязательно будет реализована.
Максим ВОЛОДИН
Память Судьба

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: