Зачем космонавт № 10 приписал себе лишний год?

statics/upload/iblock/8d2/38_встреча.jpg
1966 год. Путешествующего по Волго-Балту Павла Беляева торжественно встречают в Череповце.
Фото из архива «Красного Севера»
18 марта исполняется 48 лет с момента старта космического корабля «Восход-2» с первым и пока единственным вологодским космонавтом на борту.  Уроженец деревни Челищево бывшего Рослятинского (ныне Бабушкинского) района Павел Иванович Беляев оставил короткий, но очень яркий след в истории мировой космонавтики. А еще - массу тайн и загадок, сопровождавших, впрочем, почти каждый из первых запусков пилотируемых кораблей.

С гантелями на сломанной ноге

Кстати, некоторые биографы Беляева полагают, что на самом деле он родился не в 1925 году, как указывал позднее во всех документах, а в 1926-м. И «лишний» год приписал себе сознательно во время войны, чтобы поскорее уйти добровольцем на фронт. Но вместо передовой попал в Ейское летное училище, где навсегда «заболел» авиацией. Впрочем, повоевать Павлу Ивановичу все-таки пришлось. Победной весной 1945-го он был направлен на Дальний Восток, где в качестве летчика-истребителя с воздуха поддерживал наступавшие части, громившие японскую Квантунскую армию. Там же, на Дальнем Востоке, встретил Беляев и свою большую любовь - Татьяну Филипповну, ставшую ему верной спутницей в жизни. Потом были учеба в военно-воздушной академии и срочный вызов в Москву, где серьезные люди в штатском предложили Павлу Ивановичу стать испытателем «новых типов самолетов» (секретность в те годы была тотальной!). Беляев согласился и, пройдя тяжелейшее сито отбора, оказался в первом отряде космонавтов (так называемой группе ВВС № 1). Вместе с Гагариным и Титовым входил в основную шестерку космических первопроходцев, но весной 1963-го более чем на полгода выпал из обоймы будущих покорителей космоса.
Все произошло во время тренировочных прыжков с парашютом. Их предписывалось сделать с задержкой на 30 секунд. Первое «десантирование» прошло успешно, но когда самолет поднялся в воздух во второй раз, резко усилился ветер. При приземлении Беляев сильно ударился ногой о землю. Вердикт врачей был неутешителен - «закрытый оскольчатый перелом диафизов обеих костей левой голени со смещением отломков». Встал вопрос об отчислении вологжанина из отряда космонавтов. Но за нашего земляка, который был самым старшим в отряде подготовки к полетам, а потому пользовался большим авторитетом, вступились все его товарищи. 
Однако кость срасталась плохо, почти пять месяцев Беляев провел в гипсе. Снова встал вопрос об отчислении из отряда космонавтов. Но накануне решающего врачебного консилиума в госпиталь приехал Юрий Гагарин и пообещал врачам, что Паша скоро снова будет бегать как 18-летний. И Павел Иванович не подвел своего друга. Чтобы быстрее восстановиться, он использовал собственную методику упражнений - брал в руки гантели и подолгу стоял на сломанной ноге с дополнительным грузом. Было очень больно, но вологжанин добился своего: кость постепенно срослась. Впрочем, чтобы окончательно развеять сомнения докто­ров в своей профпригодности, после выхода из госпиталя Беляеву пришлось дополнительно сдать семь зачетных прыжков с парашютом. И за каждый из них он получил от инструкторов оценку «отлично».

Комсомольцы-лыжники успели раньше волков

Про сам состоявшийся в марте 1965 года космический полет и возникшие в его ходе трудности (Беляев и его напарник Алексей Леонов, к слову, ставший первым человеком, совершившим выход в открытый космос, дважды едва не погибли) в отечественной литературе написано очень много. Напомним лишь, что полет продолжался 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд, а при спуске на Землю, когда отказала автоматика, Беляеву пришлось проводить маневрирование вручную. Но все закончилось относительно благополучно. Правда, спускаемый аппарат на несколько сотен километров «проскочил» расчетный район приземления и оказался посреди глухой пермской тайги. Выбравшиеся на снег космонавты были одеты в легкие комбинезоны и, чтобы хоть немного согреться при 15-градусном морозе, обмотались парашютной тканью. 
«Потерявшуюся» среди таежных лесов кабину космического кораб­ля искали по сигналу радиобуя. В помощь к штатным поисковикам с Байконура отрядили местных спортсменов-комсомольцев. И один из таких лыжных отрядов, продираясь через чащобы по глубокому снегу, примерно через сутки после приземления смог выйти к месту дислокации космонавтов. Впрочем, их к тому времени уже заметили с воздуха, сбросив в контейнере комплекты с теплой одеждой, еду, дополнительные ракетницы и карабин. Были опасения, что раньше лыжников-добровольцев на таежный бивуак космонавтов наткнутся рыскавшие неподалеку волки. 
Любопытно, что, хотя Беляев и Леонов были на орбите в одни и те же сроки, по старшинству и алфавиту именно Павел Иванович получил в едином реестре советских космонавтов 10-й порядковый номер. Его напарнику достался № 11.

Помнят от Вологды до Камчатки

После полета Беляев продолжал трудиться в Звездном городке, был руководителем отряда космонавтов. Из архивных источников известно, что на начало 70-х годов был запланирован второй космический полет Павла Ивановича - к естественному спутнику Земли. Но в 1969-м лунная программа в Советском Союзе была свернута, и в том же году у Беляева обострились проблемы с здоровьем. Врачи сделали Павлу Ивановичу сложную операцию (вырезали больше половины желудка) и вроде бы сумели поставить на ноги, но в январе 1970-го его не стало…
Космического первопроходца Вологодчины похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Именем Беляева были названы кратер на Луне и малая планета, научно-исследовательское судно и далекий звероводческий совхоз в Эвенкии. Любовь и слава у Павла Ивановича были всенародными. Как и признание заслуг. Наш земляк был избран почетным гражданином Вологды, Калуги, Перми, Смоленска и еще некоторых городов. Не забывают Павла Ивановича и в Звездном городке (кстати, вдова вологжанина - Татьяна Филипповна - многие десятилетия была не только соседкой по лестничной площадке, но и ближайшей подругой Валентины Ивановны Гагариной), а также в Ейске (здесь наш земляк был курсантом летного училища) и в чукотском поселке Лаврентия. К слову, проживающий здесь местный филателист, как считается, собрал самую большую в мире коллекцию марок, посвященных Павлу Ивановичу и космическому кораблю «Восход-2». В его кляссерах хранится свыше 600 почтовых миниатюр, выпущенных в 70 странах мира!
Помнят о единственном пока вологодском космонавте и на его малой родине. И не только в Бабушкинском районе. В Вологде в середине 90-х годов появилась активно действующая детско-юношеская патриотическая организация «Беляевцы Вологодчины», в Череповце регулярно проводятся Беляевские чтения, а в Шекснинском районе есть клуб авиакосмического моделирования имени Павла Беляева. 

Ждем орбитального преемника?

Интересно, что, несмотря на то, что вот уже почти полвека Беляев остается единственным вологодским космонавтом, наша область внесла весьма заметный вклад в развитие космической отрасли страны. В 70-е годы 10 тонн взятого с берегов бабаевской реки Колпи мелкого белого песка были доставлены на один из подмосковных полигонов, где после тщательного просеивания имитировали воздействие лунной пыли на основные узлы строящейся советской ракеты Н-18. Тогда же, в 70-е, на одном из вологодских предприятий стали готовить ягодные ингредиенты для «космической еды». Упакованные в специальные тюбики клюквенные компоты и десерты из местных ягод попадали затем на орбиту. Внесли вологодские инженеры и свой посильный вклад в строительство запасных аэродромов в Крыму для многоразового космического корабля «Буран». И не их вина, что пробный полет советского «челнока» по ряду причин оказался единственным, а так и не востребованные сверхдлинные взлетно-посадочные полосы из особо прочного бетона в первые годы украинской «незалежности» попали в руки предприимчивых дельцов и были «распилены» чуть ли не по кусочкам. Зато разработанные когда-то вологодскими проектировщиками узлы для космического туалета (из-за условий невесомости вместо привычных нам унитазов на орбите применяются сложные агрегаты с двумя трубками, работающие по принципу пылесоса, - прим. ред.), пусть и в модифицированном виде, востребованы и сейчас.
Впрочем, в последние годы взаимоотношения нашей области с Федеральным космическим агентством больше перешли в «сказочную» плоскость. Российский Дед Мороз из Великого Устюга вместе со своими юными помощниками регулярно наведывается в подмосковный ЦУП (Центр управления полетами), чтобы напутствовать находящихся на орбите космонавтов. Принимает сказочный Дедушка в своей вотчине и победителей конкурса на лучшую эмблему пилотируемых кораблей «ТМ-Союз», да и его волшебный посох с недавних пор оборудован системой спутниковой навигации «ГЛОНАСС». Впрочем, в конце прошлого года представители Роскосмоса обмолвились, что в числе кандидатов на попадание в новый состав российского отряда космонавтов есть и два уроженца Вологодской области. А значит, у Павла Беляева, возможно, наконец-то появится достойный орбитальный преемник!
Космонавт Павел Беляев

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: