Маркетинговые фокусы или обман покупателя?

statics/images/arcticles/102019/09102019x46fef8b2.jpg
Изготовить продукцию, соответствующую высоким стандартам, можно только из аналогичного сырья.
Прилавки продовольственных магазинов пестрят яркими упаковками. Хочется выбрать товар получше, повкуснее и, конечно же, по разумной цене. Как тут не растеряться! На помощь доверчивому покупателю приходит слово ГОСТ. Написанное заглавными буквами, почти как название, оно красуется на баночках с мясо-молочной, кондитерской и хлебобулочной продукцией, навевая ностальгию по старым добрым временам, когда ГОСТы были для всех производителей пищевой продукции жестким правилом. 
Увы! Сегодня многое изменилось. По словам главы Росстандарта Алексея Абрамова, различных ГОСТов у нас в стране насчитывается порядка 33 тысяч, из которых около 2,4 тысячи приходится на пищевую промышленность. Это очень большая цифра в сравнении с советским временем, когда их было почти в 1,5 раза меньше. Тогда государство брало ответственность за качество продукции на себя, наказывая административными штрафами и даже уголовной ответственностью нарушителей производственной дисциплины, словом, тех, кто выпускал несоответствующую продукцию. В сегодняшних условиях делать это весьма сложно. ГОСТы разрабатывает не только государство, но и специалисты тех отраслей, где они применяются. Помимо прочего, отраслевики разрабатывают собственные нормативы - стандарты организации (СТО), технические условия (ТУ) и другие ведомственные документы. 
 Этим, к сожалению, пользуются недобросовестные производители. Понятием ГОСТ, то есть государственный стандарт, они дезинформируют покупателя, маскируют применение в продуктах недопустимых или относительно допустимых ингредиентов и добавок. Например, крахмала и соевого изолята - в мясной продукции, жиров немолочного происхождения - в сливочном масле, мороженом и сгущенке, искусственных улучшителей и даже отбеливателей муки - в хлебобулочном и кондитерском ассортименте. Алексей Абрамов говорит о случаях фальсификации, когда упаковку продуктов питания «украшают» несуществующие ГОСТы или… номера международных стандартов. Например, «ГОСТ ИСО 9001». Увидев такое, потребитель полагает, что продукция сделана по ГОСТу. Но это, по сути, игра на доверии людей, поскольку ГОСТ ИСО 9001 - стандарт организации управления предприятием, и он не относится к качественным характеристикам продукта питания.
По словам специалистов пищевого производства, изготовить продукцию, соответствующую высоким стандартам, можно только из аналогичного сырья. То есть 
ГОСТам должны соответствовать все компоненты, входящие в состав продукта. В них не должно быть искусственных добавок и заменителей, пищевой химии, вспомогательной продукции - всего того, что негативно влияет на качество, а в итоге - на здоровье человека. Понятно, что хорошее, экологически чистое сырье на рынке стоит недешево, поскольку на его производство - будь то продукция животноводства (молоко, мясо и т. д.) или растениеводства (мука, растительное масло и т. д.) - сельхозпроизводитель затрачивает огромные финансовые, энергетические и трудовые ресурсы. Отсюда высокой становится и стоимость конечного продукта, который потребитель находит на прилавках магазина. 
Поэтому маркетинговый фокус с низкой ценой и понятием ГОСТ есть не что иное, как способ завуалировать применение в продуктах питания низкосортного, неэкологичного и, возможно, вредного для здоровья сырья и еще одна попытка обмана.
Неслучайно в планах правительства РФ - реализация механизма так называемой «регуляторной гильотины». Она призвана создать новую систему контроля контрольно-надзорных мероприятий, устранить скомпрометировавшие себя нормативы. По словам главы Росстандарта, обновление фонда стандартов затронет порядка 10 тысяч документов, из которых многие подлежат пересмотру или отмене. Одновременно с этим ведомство предлагает ввести практику административного правонарушения за недостоверную маркировку продукции ГОСТами. Экономисты полагают, что это будет штраф от одного процента годовой выручки компании-нарушителя и три процента - при повторном нарушении. 
Что же важно знать рядовому потребителю? При покупке продуктов питания в магазинах ориентироваться на торговую марку. Добросовестные предприятия-производители хранят традиции, годами вырабатываемые в каждой конкретной области пищевой промышленности, поддерживают свой авторитет за счет выпуска высококачественной, полезной для здоровья продукции. Им не нужны кричащие упаковки продуктов, где слово ГОСТ - главное звено в наименовании. Достаточно ознакомиться с информацией на обычной этикетке. Там указаны состав продукта, его пищевая ценность, соответствие стандартам, а также данные изготовителя, его телефоны и адрес. При желании покупатель может обратиться на предприятие за дополнительной информацией, получить необходимую консультацию. Важно помнить: низкая цена на продукты питания чаще всего свидетельствует об их невысоких потребительских качествах и, как правило, не может быть поддержана системой ГОСТов. 
Ольга КЛЕНОВА
ГОСТ Качество Торговля

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: