Можно ли убрать из программы второй иностранный язык?

Минувшим летом Минпросвещения приняло новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), согласно которым изучение второго иностранного языка в российских школах не является обязательным. Многие родители, узнав о нововведениях, обратились в департамент образования с пожеланиями убрать ненужный, по их мнению, предмет из программы в новом учебном году. Однако все оказалось не так просто. 

Хотим отменить!

О том, как в школах Вологодской области начинают вводить второй иностранный язык, «Красный Север» писал 9 сентября 2015 года: тогда новый предмет стал обязательным. Тогдашний министр образования и науки Дмитрий Ливанов выразил мнение, что это повысит качество образования и уровень развития школьников. Но шесть лет спустя ситуация изменилась.

- Я случайно узнала из Интернета, что можно отменить второй иностранный, и стала в общем чате спрашивать у других родителей. Пока заявление написала только я одна. У нас никто не в курсе, в школе тоже ничего нам не говорили, просто поставили перед фактом в конце августа, что у нас будет второй язык - французский. Желающих отказаться, думаю, набралось бы большинство. Но после моего заявления другие родители звонили в школу, и им сказали, что бесполезно писать даже коллективное заявление, что уже составлен учебный план, учебные часы, и этого уже никто менять не будет, - поделилась вологжанка Оксана Сверкунова, сын которой в этом году пошел в 5-й класс школы № 13. 

Комментарии

Елена РЯБОВА, 
начальник департамента образования 
Вологодской области:

- Что касается требований к результатам изучения второго иностранного языка, то они ориентированы больше не на предметные результаты, а культурологическую подготовку, диалог культур. Количество часов, необходимое для освоения программы, а также класс, в котором начинается изучение второго иностранного языка, школа устанавливает самостоятельно. Это может быть не только 5-й, но и 6-й или 7-й класс. По мнению специалистов, одного-двух часов в неделю достаточно, чтобы достичь планируемых результатов.

Наталья БАТИГ, 
директор языковой студии «Alice»:

- Вообще идея учить второй, третий и какой угодно иностранный язык сама по себе хороша. И делать это лучше именно в детстве, так как в этом возрасте все лучше усваивается. Но по факту во многих школах изучение второго иностранного языка было очень формальным, редко где он преподавался полноценно. Не везде есть нужные специалисты, особенно в сельских школах. По моему мнению, лучше никакого продукта, чем плохой. Поэтому отмену второго иностранного я считаю обоснованной. Но при этом жаль, что мы все дальше уходим от классических европейских традиций, по которым учились в гимназиях до революции. Там знание двух-трех иностранных языков было обязательным. 

По словам Оксаны, в школе сказали, что у них нет четких алгоритмов перехода к новым ФГОСам, а завуч предложила как один из вариантов решения проблемы сделать предмет зачетным (зачет/незачет). 

Сокольчанка Наталья Мосенкова рассказала, что у ее сына только в этом году начинаются занятия по немецкому языку как второму иностранному, он учится в 7-м классе школы № 3. Она интересовалась у классного руководителя возможностью отмены этого предмета и получила ответ, что отказаться от второго иностранного языка нельзя, он пока является основным. Как объяснила директор, новые правила по изучению иностранного языка будут введены только со следующего учебного года и будут касаться только пятиклассников.

- Не все дети могут освоить даже один иностранный язык в хорошем качестве. Зачем их еще мучить вторым иностранным? Мне кажется, что этот выбор ребенок должен делать сам, по желанию. У меня старшая дочь - перфекционистка во всем, ей это интересно. А младшая - из другого теста: ей интереснее творчество, - добавляет череповчанка Полина Горецкая, мама двух дочек-подростков. 

- За один учебный час в неделю учитель не может выдать программу в полном объеме, а вот спрос за второй иностранный - как с английского и русского языков. Зачем такая нагрузка ребенку? - сетует вологжанка Наталья Пысларь, чей ребенок учится в школе № 14. - В Интернете пишут, что при заявлении со стороны родителей по поводу исключения второго иностранного языка из линейки расписаний директор должен его убрать. На деле получается, что директор отказал в связи с тем, что на момент вступления в силу закона уже был утвержден учебный план. 

Мы попросили прокомментировать это обращение директора школы № 14 Николая Дьякова. 

- Для введения новых ФГОСов нам нужно разработать новую образовательную программу, это находится в ведении школы. Это немаленький документ, требующий согласования с новыми методиками, которые пока нужно изучить. Новые правила вступят в силу с 1 сентября 2022-го, и нынешний год дается школам на подготовку. Те же, кто уже начал обучение по прежним ФГОСам с обязательным вторым иностранным, должны продолжить эту программу, так как мы должны следовать единой образовательной системе, - пояснил Николай Алексеевич. 

Можно, но сложно

Вопрос был поднят и в онлайн-эфире «ПоОкаем в сети» с начальником департамента образования Вологодской области Еленой Рябовой. Она пояснила, что новые правила вступят в силу с 1 сентября следующего года. Но при наличии согласия родителей и необходимых условий школа вправе перейти на обучение по новым ФГОСам ранее. 

- Просто исключить из учебного плана второй иностранный язык нельзя. Переход на новые ФГОСы с 1 сентября 2021 года возможен, если школа готова к такому переходу и на это есть согласие родителей, - отметила Елена Олеговна. 

Однако школам для этого необходимо как минимум разработать новую образовательную программу, приобрести новые учебники (которые пока не выпущены) и использовать рабочие методики, принятые на федеральном уровне (которые также пока не приняты).

Поэтому в 2021-2022 учебном году школы реализуют прежние ФГОСы, в соответствии с которыми второй иностранный язык пока является обязательным для изучения. Это значит, что дети, принятые на обучение до 1 сентября 2022 года, продолжат изучать второй иностранный.

Мы обратились в Управление образования города Вологды с вопросом, поступали ли от школ заявки о переходе на новые ФГОСы. В пресс-службе администрации города ответили, что в 2021-2022 учебном году образовательные организации будут готовиться к переходу на новые ФГОСы со следующего учебного года.

Аналогичная ситуация складывается и в Череповце. Начальник Управления образования Череповца Мария Барабанова отметила, что пока таких заявлений от школ города не поступало:

- До 1 сентября 2022 года дети будут приниматься на обучение по прежнему стандарту. Прием по новому стандарту начинается с 5-го класса. То есть в принципе на уровне школы мы имеем право принять решение об обучении в соответствии с новым стандартом со следующего учебного года. Так что для нынешних пятиклассников школа может принять решение не начинать их учить второму иностранному языку, потому что образовательная программа формируется на уровень 5 - 9-х классов. 

Однако она отмечает, что новый стандарт - это не только отмена второго иностранного языка. Он меняет подход к преподаванию всех учебных предметов, поэтому такое решение будет приниматься школой с учетом возможностей по реализации обучения согласно новому стандарту. 

Так, в новых ФГОСах по некоторым дисциплинам, например, математике, физике, химии, вводятся уровни изучения: базовый и углубленный. А еще планируется, что начиная с младших классов школьники будут обучаться финансовой грамотности. В начальной школе эти навыки ученики будут получать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика»: на них дети узнают, что такое семейный бюджет, рациональность, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние. В основной школе в рамках таких предметов, как «Обществознание» и «Информатика», детям будут рассказывать о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства, инвестировать их и так далее. 

Образование Иностранные языки

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: