Как подсчитать, выгодно ли перевести бензиновый автомобиль на газовое топливо?

statics/images/arcticles/112023/22112023x4b5def39.jpg
На единственной в Вологде метановой заправке вереницы такси и автобусов.
Фото Игоря Аксеновского.
statics/images/arcticles/112023/22112023xba6b89d3.jpg
Цена на метан около 24 рублей за кубометр, пропан - порядка 33 рублей.

Цены на бензин растут, так что все больше предприятий и частников задумываются о переводе своих авто на газ. А что, и дешевле, и экологичнее. Стоит ли овчинка выделки, почем сейчас услуги на оснащение машины газовым оборудованием и как в регионе обстоят дела с заправками - разбираемся вместе с экспертами.

Цена вопроса

По данным Вологдастата, средняя стоимость бензина сейчас на уровне 54,54 рубля за 95-й и 50,68 рубля за 92-й. Дизель стоит 64,73 рубля за литр.

Для сравнения: средняя цена на газомоторное топливо составляет 29,27 рубля за кубометр. Стоит оговориться, что газомоторное топливо делится на пропан и метан, но цена на них не сильно отличается, поэтому Вологдастат считает их вместе, хотя разница между ними составляет порядка семи рублей.

Кстати

В рамках соглашения между правительством Вологодской области и компанией «Газпром газомоторное топливо» за счет бюджетных средств в области с 2018 по 2021 год закуплено 112 автобусов ЛиАЗ и НефАЗ для Вологды и Череповца. В 2022 за счет инфраструктурных бюджетных кредитов в Вологду поставлено еще 20 автобусов Волгабас и ЛиАЗ и восемь ЛиАЗов в Череповец, а в нынешнем году областная столица получила еще 19 таких автобусов. Все они работают на метане.

Поэтому многие водители автомобилей с бензиновыми двигателями, подсчитав свои затраты, «облизываются», глядя на газовые заправки.

Вологжанин Дмитрий, владелец шестиместного «Фольксвагена Кадди», рассказал, что бак на 45 кубов заправляет за 1 050 рублей и этого хватает на 900 километров.

- Ничего себе! - поражается водитель Алексей, владелец кроссовера. - У меня на 900 километров топливные затраты составят 4 400 рублей - в среднем машина потребляет 9,6 литра на сто километров.

У автовладельца Сергея, обладателя экономичного седана, расход топлива меньше - 5,5 литра на сто километров, но и его затраты в сравнении с Дмитрием неизмеримо велики - 2 700 рублей.

Но следует отметить, что переоборудование машины тоже будет стоить денег. Здесь итоговая сумма зависит от типа двигателя и выбора между метаном и пропаном. Пропановое газобаллонное оборудование (ГБО) дешевле, зато метан более экологичен, чем пропан.

Дмитрий Куликов, механик вологодского сервиса «АверсГаз», пояснил, что установка ГБО на пропан сейчас обойдется от 50 тысяч 
рублей на машины с 4-цилиндровым двигателем и более 60 тысяч для машин с большим количеством цилиндров (5 - 8). А вот метановое ГБО будет стоить от 100 тысяч на 4-цилиндровый движок и от 140 тысяч на машины с 5 - 8 цилиндрами. Перевести «газель» на газ обойдется в сумму от 100 до 200 тысяч рублей - в зависимости от количества установленных баллонов (их можно установить до четырех штук).

- Мои затраты на топливо в прошлом году составили 65 тысяч руб­лей, а экономия по программе лояльности заправки за тот же период - 11 литров, которые я залил бесплатно, - говорит автолюбитель Алексей. - Пока не могу понять, будет ли мне выгодно переходить на газ?

Что учесть

Многих вологжан беспокоит вопрос сохранности машины в случае переоборудования.

- Все эти слухи о том, что бензиновый движок после перевода на газ быстро выйдет из строя и будет хуже тянуть, - не более чем мифы. Если двигатель на бензине хорошо работал, то при правильной настройке он будет так же хорошо работать на газу. Для этого делается специальная прошивка, - поясняет механик Дмитрий Куликов. 

Все изменения, которые вы внесете в конструкцию своего автомобиля, надо обязательно внести в паспорт транспортного средства и зарегистрировать в ГИБДД. Для этого потребуется специальная экспертиза и протокол - обычно оформление этих бумаг берут на себя сервисы по установке ГБО. Но могут возникнуть сложности с аттестацией баллонов на метан, если вы выберете этот вид газового топлива.

- В целом я доволен экономией машины на газу, - говорит владелец «Фольксвагена Кадди» Дмитрий. - Но для того чтобы зарегистрировать авто, мне нужна была аттестация оборудования - так вот, у нас в области только одна такая компания есть, в Череповце. Мне удобнее оказалось съездить в Питер на аттестацию.

- Да, действительно, аттестацию баллонов на метан делают только в Череповце. Это сложное оборудование, там баллоны более прочные, и их надо проверять под большим давлением. Но в остальном сертифицированные мастерские по установке и ремонту газового оборудования есть и в Вологде, и в Череповце, - пояснил Дмитрий Куликов.

Важный момент, который стоит учесть при переводе авто на газ, - гарантия от дилера или автопроизводителя. Этот вопрос обязательно стоит уточнить в сервисе, где вы покупали авто. Особенно это касается тех автомобилистов, которые из-за желания сэкономить обращаются в неаккредитованные сервисы. В этом случае дилер вправе отказать в ремонте по гарантии. Если же вы установили сертифицированное оборудование по всем правилам, по закону - ни производитель, ни дилер не могут снять с машины гарантию. Это подтверждает судебная практика.

На стоимость ОСАГО переоборудование не влияет, но уведомить страховую о нем следует, чтобы не возникло проблем с компенсацией после ДТП. На безопасность автомобиля газовое топливо не влия­ет тоже. Как сообщили в областном ГИБДД, за три последних года, с 2021 по 2023-й, ни одного случая взрыва транспортного средства, оборудованного газом, при ДТП не зарегистрировано.

От заправки до заправки

По данным департамента топливно-энергетического комплекса, в области порядка 30 пропановых заправок и восемь заправочных станций на метане - одна в Вологде, две в Череповце, по одной в Бабаеве, Шексне, Грязовце, Нюксенице и поселке Юбилейном под Тотьмой. Для сравнения: бензиновых заправок в регионе порядка 200.

Хотя владельцы транспорта на газу жалуются, что заправок недостаточно, сравним показатели. Бензиновых заправок больше, чем газовых, в 6,6 раза, в то время как автомобилей с бензиновыми двигателями в регионе в 58 раз больше, чем машин с газомоторными - такие данные сообщает областное ГИБДД.

Одни из основных потребителей газа в регионе - транспортные предприятия - очень хотели бы получить новые метановые заправки.

- Единственная метановая заправка в Вологде находится на Мудрова, 34, и ее ресурса уже маловато - автобусы заправляются по часу. Не дай бог, какая поломка оборудования - у нас половина автопарка встанет: 75 автобусов работают на газу, - сообщила Ирина Шумова, и. о. директора ПАТП № 1.

В Череповце ситуация чуть получше: совсем недавно в городе открылась еще одна метановая заправка, как раз рядом с автоколонной, на улице Боршодской.

В тему

Еще в 2020 году Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о том, что государство будет субсидировать 60% расходов по переводу автомобилей на газовое топливо. Такая программа уже действует в нескольких регионах РФ, однако в Вологодской области, по данным департамента ТЭК, программа субсидирования отсутствует. 

Руководство компании «Газпром газомоторное топливо» неоднократно выходило с инициативой запустить в нашем регионе государственное субсидирование, но пока идея не дошла до реализации. 

Поэтому Газпром решил самостоятельно инвестировать в подобный проект и разработал ряд маркетинговых программ, по которым компенсирует часть расходов на установку ГБО как юрлицам, так и частникам. 

- Это большая удача, так как раньше нашим автобусам приходилось ездить на заправку на Кирилловском шоссе, а это 12 километров туда и обратно. Новая заправка поменьше мощностью, чем первая, но все равно удобнее. Всего у нас в автопарке 117 автобусов, из них 67 на газу. Так что я очень понимаю вологодских коллег, которые хотят еще одну заправку, - говорит замдиректора череповецкой автоколонны № 1456 Сергей Заборский.

Замначальника коммерческого отдела компании «Газпром газомоторное топливо» Илья Терюха, отвечающий за Северо-Западный регион, пояснил, что планы открытия дополнительной метановой заправки в Вологде намечены на 2024 год, сейчас даже ищут участок для этого, но все будет зависеть от расчетов ее потенциальной загрузки и соглашений с правительством региона.

По данным компании «Газпром газомоторное топливо», в Вологде крупнейшими потребителями метана, помимо ПАТП, стали такие компании, как такси «Премиум» и транзитные перевозчики «Агро-Авто», «Итеко» и «Атлас-Вологда». 

В Череповце - автоколонна, «Северсталь», такси от ИП Орлов и ИП Яснов, «Газпром газораспределение» и водоканал.

То есть если вы ездите очень много или у вас коммерческая деятельность связана с перевозками, то переход на газ однозначно будет выгоден. Если вы ездите немного - взвесьте свои затраты и как быстро они окупятся. Но учитывайте, что продать легковой автомобиль, переоборудованный на газомоторное топливо, сложнее, чем машину с традиционным бензиновым двигателем.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: