Компания «Северсталь» действует в рамках карты рисков
В условиях санкций любая задержка с поставками комплектующих и запасных частей для непрерывного производства может быть чревата серьезными издержками. Именно поэтому «Северсталь» распределила свои усилия и ресурсы таким образом, чтобы минимизировать возможные производственные потери. «Красный Север» разбирался, что готовы противопоставить существующим рискам череповецкие металлурги.
Внешние факторы
Нынешний экономический кризис в чем-то напоминает пандемию. Такую аналогию проводит генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев. Тогда тоже на части рынков сбыта возникали различные барьеры, менялись логистические цепочки поставок продукции.
- Но во время пандемии экономики стран оставались открытыми, и мы могли кооперироваться, взаимодействовать. Сейчас многие партнерства - я надеюсь, временно - оказались полностью заблокированы, - отмечает Александр Шевелев. - Это серьезный вызов для всей нашей индустрии. Российское производство стали составляет 70 миллионов тонн, а потребление в России - 40 миллионов. Это значит, что для 30 миллионов тонн мы должны находить новые рынки сбыта.
В нынешних условиях металлурги стремятся найти новых клиентов, выстроить под них каналы продаж. И в этом «Северсталь», как и другой экспортно ориентированный бизнес, сталкивается еще с одним серьезным вызовом - аномальным укреплением курса рубля.
- Даже мы при текущем курсе рубля при резко выросших расходах на логистическую цепочку, перевалки, доставку не можем эффективно продавать на вроде бы дружественных нам рынках Юго-Восточной Азии, Тихоокеанского региона и так далее. Это просто экономически невыгодно, - рассказал он в своем выступлении на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. - В результате наша загрузка сегодня снижена на 20 - 25%.
Согласно данным World Steel Association (Всемирной ассоциации производителей стали), из которой, впрочем, российские участники вышли в середине июня, подавляющее большинство крупных мировых производителей стали сейчас снижает производство. Эксперты не исключают, что во втором полугодии эта тенденция может усилиться.
По словам исполнительного директора Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрата Халикова, на российских металлургов будут негативно влиять как снижение экспортных цен в долларах, так и укрепление рубля, что сократит рентабельность продаж стали на экспорт.
В свою очередь, Александр Шевелев считает, что третьим значимым вызовом, с которым столкнулся весь российский бизнес, стала необходимость импортозамещения, причем во всех сферах - от софта и деталей для станков до технологий и консалтинговых услуг. Это невозможно сделать быстро, поскольку Россия интегрировалась в мировую экономику десятилетиями.
- «Северсталь» на данный момент, если взять технологии и материалы, практически полностью перешла на российские аналоги. Но такой переход требует изменения технологии и многих подходов к производству. Это будет дороже, где-то возможны потери в качестве и так далее. Что касается материалов и комплектующих, то нам нужно заместить на данный момент 17 тысяч их импортных наименований, - считает Александр Шевелев.
При этом у череповецких металлургов уже есть удачные примеры импортозамещения в выпуске запчастей и проведении пусконаладочных работ в отсутствие западных специалистов.
Нагревательная печь
Сложная геополитическая ситуация отразилась и на реализации технического перевооружения участка нагревательных печей стана 2000, считающегося одним из самых мощных в отечественной металлургии прокатного агрегата. В рамках «Северстали» стан 2000 выдает от 60% и выше готовой продукции. Общая сумма инвестиций в проект - свыше семи миллиардов рублей.
В 2019 году основным поставщиком оборудования была выбрана одна из французских фирм. Вначале была проведена реконструкция второй нагревательной печи. Новый агрегат, получивший название «Искра», был введен в эксплуатацию летом прошлого года. После этого в ноябре начались работы на нагревательной печи № 1, которая служит для нагрева стальной заготовки перед прокаткой на стане.
Масштабное техперевооружение печей проводится в условиях действующего производства. А с введением в отношении нашей страны санкций металлурги столкнулись ещё с одной проблемой: зарубежные шеф-наладчики отказались приезжать в Череповец.
- Основные сложности затронули недопоставку материалов по огнеупорам, энергетического, гидравлического и газового оборудования. И, конечно же, основная сложность состоит в отсутствии какой-либо поддержки французских партнеров, - рассказал начальник управления по реконструкции прокатного производства ПАО «Северсталь» Николай Саватин.
Несмотря на это строительство нагревательной печи № 1 было продолжено. Череповецкие металлурги были вынуждены искать аналогичное оборудование в России или закупать его в других странах. Они даже изменяли варианты сборки агрегата, чтобы не отставать от графика. Сервисное производство по огнеупорам (входит в состав «Северстали») взамен импортного оборудования изготовило блоки свода печи. И, конечно же, очень помог огромный опыт, приобретенный при строительстве «Искры».
В июле на новой нагревательной печи № 1 начались пусконаладочные работы. Не менее сложные задачи, связанные с программированием и автоматизацией агрегата, предстоит решить компании «Северсталь-Инфоком». Ожидается, что новая нагревательная печь стана 2000 будет введена в строй уже нынешней осенью.
- Проект позволит снизить ключевые затраты, связанные с расходом газа и металла. В текущей ситуации особенно важно, чтобы наш горячекатаный металл был максимально конкурентоспособен, - считает гендиректор дивизиона «Северсталь Российская сталь» и ресурсных активов Евгений Виноградов.
Кузова и запчасти
Еще в прошлом году сотрудники машиностроительного центра «ССМ-Тяжмаш» начали осваивать выпуск новой для себя продукции - кузовов для карьерных самосвалов, используемых для перевозки руды. В начале нынешнего года, когда американский поставщик этой горнодобывающей техники - компания Caterpillar - приостановил свою деятельность в нашей стране, этот проект стал особенно актуальным. При этом специалисты «Северстали» реализуют полный цикл производства.
- Мы получаем лист металлопроката, из него по раскрою на машинах с ЧПУ проводится вырезка деталей. После этого им придается необходимая форма и дальше уже проводятся поузловая, а затем укрупненная и контрольная сборки. Кузова поставляются из трех основных частей, которые заказчик собирает и устанавливает на самосвал непосредственно в карьере. Иначе кузов просто не перевезти, поскольку он очень большой, - пояснил «Красному Северу» главный специалист по планированию котельно-монтажного цеха «ССМ-Тяжмаш» Михаил Куркин.
Комментарий
Алексей МОРДАШОВ,
председатель Совета директоров
ПАО «Северсталь»:
- У нас есть достаточное количество своих специалистов, мы как группа компаний ежегодно инвестировали миллиарды рублей в инициативы в области ИТ. У нас есть два - четыре года на доработку имеющихся ИТ-решений таким образом, чтобы мы могли существовать автономно. Это, на мой взгляд, и есть сегодня главный вызов.
В этом году даже с учетом всего внешнего давления на выручку компании «Севергрупп» сохранила план потратить 2,5 миллиарда рублей на разработку новых ИТ-решений.
По его словам, при изготовлении кузова применяются разработанные череповецкими металлургами высокопрочные марки стали Powerweld и Powerhard, которые позволяют создать прочные и при этом облегченные изделия.
В общей сложности машиностроительный центр намерен до конца нынешнего года произвести 15 таких кузовов для «Карельского окатыша». Восемь из них уже поставлено заказчику.
- С учетом импортозамещения у нас сейчас очень высокая загрузка, так что предстоящий День металлурга, думаю, мы будем встречать на работе, - улыбается Михаил Куркин.
Что касается изготовления деталей для собственных нужд «Северстали» взамен импортных, то здесь металлурги начали использовать 3D-принтер на базе машиностроительного центра «ССМ-Тяжмаш». Сырьем для него выступают металлические порошки. Как правило, на этом оборудовании печатают форсунки, плунжеры, сопла и другие детали, предназначенные для различных агрегатов Череповецкого металлургического комбината.
- Время для изготовления детали на 3D-принтере зависит от ее высоты и металлоемкости. На печать небольшой форсунки, допустим, потребуется час, а высокие детали высотой 20 сантиметров могут изготовляться до четырех дней, - поясняет старший менеджер технического управления «ССМ-Тяжмаш» Евгений Проуторов. - При этом получается гораздо дешевле и быстрее, чем заказывать запчасти из-за рубежа. Кроме того, мы стараемся адаптировать технические характеристики детали под пожелания заказчиков.
Благодаря работе этого оборудования металлургам удалось полностью заменить иностранные детали на комплектующие собственного производства на линиях охлаждения металла. Также в рамках импортозамещения ведется активная работа с другими входящими в «Севергрупп» активами: «Карельским окатышем», «Свезой» и NordGold.
Комментарии (0)