Опасные безумцы среди нас: как их распознать?

statics/images/arcticles/022022/09022022x334788b4.jpg
Обвиняемая в зверском убийстве девятилетней девочки Ульяна Ланская оставлена под стражей до конца марта. Выводы о ее вменяемости не оглашаются.

В федеральных сводках появляется все больше тревожных известий о преступлениях, совершенных психически больными людьми. Вологодчина не стала исключением: в октябре психически больная женщина жестоко расправилась с 9-летней Соней. Выяснилось, что на агрессивную вологжанку неоднократно жаловались соседи и даже случайные свидетели ее безумств, но действенных мер к ней принято не было. Как обезопасить себя, выясняли журналисты «Красного Севера». 

Не ведают, что творят?

Минувшей осенью всю страну всколыхнуло жуткое убийство девятилетней девочки в Вологде. Психически нездоровая женщина, заманив ее в квартиру, исполосовала ребенка ножом, а потом села в поезд и наглоталась таблеток. Когда ее задержали, выяснилось, что люди ее боялись: она кидалась пакетами с мусором, избила свою мать, проявляла странный интерес к чужим детям, а на двух своих лишена родительских прав… Лишь после того как преступление было совершено, ее арестовали и направили в Москву на судебно-психиатрическую экспертизу. 

В медучреждение попала на днях и 54-летняя череповчанка, которая с седьмого этажа выбрасывала ненужные вещи. В их числе оказалась и маленькая собачка - она погибла от травм. Очевидцы вызвали полицию, нехорошую квартиру вскрыли, а хозяйку доставили в психоневрологический диспансер, где она давно уже состоит на учете. Возбуждено уголовное дело по статье «Жестокое обращение с животными», но попадет ли гражданка в колонию - большой вопрос. 

- Большую часть злодеяний совершают психически здоровые люди: невменяемыми эксперты признают в среднем от 1 до 1,2 процента обвиняемых по уголовным делам, - говорит главный врач Вологодской областной психиатрической больницы Сергей Шабанов. - При этом количество преступников с тяжелыми душевными расстройствами (невроз и депрессия к ним не относятся) остается стабильным на протяжении многих лет - какого-то роста или всплеска мы не наблюдаем. Маньяки, насильники и педофилы были и раньше, в советское время, но тогда о них меньше рассказывали: соцсетей еще не было, а законы были жестче. Борьба с карательной психиатрией дала свои плоды - сейчас все гораздо гуманнее: психически больные люди ничем не ограничены в своих правах, вторгаться в их частную жизнь мы не имеем права. 

Что делать, если:

• человек на улице разговаривает сам с собой, машет руками, смеется без причины - его лучше обойти стороной, не вступать в диалог и уж тем более не провоцировать конфликт;

• человек бежит по улице с топором (ружьем, палкой, другим опасным предметом), кричит, нецензурно ругается, хватает прохожих - вызвать полицию и скорую помощь (102 и 103 соответственно); 

• человек (как правило, пожилой), возможно, одетый не по погоде, безучастно куда-то бредет (стоит, сидит), не может вспомнить, где он живет, не просит помощи - вызвать полицию и скорую помощь;

• человек неадекватно ведет себя в быту (угрожает родным и соседям, хамит, шумит, оскорбляет, забывает выключить газ, и это смахивает на психическое расстройство) - обратиться к участковому уполномоченному и психиатру:
-    колл-центр Вологодской областной психиатрической больницы - 8 (8172) 29-06-29; 
-    регистратура областного психоневрологического диспансера № 1 в Череповце - 8 (8202) 49-05-87; 
-    регистратура психоневрологического диспансера № 2 в Великом Устюге - 8 (81738) 2-41-75.

Руки связаны и у полицейских: они могут задержать человека, только если он совершил противоправные действия. В другом случае предъявить ему нечего. К примеру, на улице Конева в Вологде один чудик периодически пугает прохожих: он подбегает к ним и громко орет в лицо: «А-а-а!» Возмущенные граждане звонят стражам порядка. Те выезжают на место, опрашивают свидетелей, могут задержать крикуна на три часа (дольше нельзя) и составить протокол. Затем дядечку передают родственникам, материалы административного дела - в суд. А тот не видит оснований лишать свободы больного, но не опасного для окружающих человека. И дядя снова бегает по улице - кричит, зачастую получая оплеухи от разгневанных мужиков. 

Сезонное обострение 

- Вокруг одни неадекваты, - сетует вологжанин Илья. - Один наш «замечательный сосед» так загадил свою квартиру, что тараканы теперь гуляют по всему подъезду. Другой жилец метает мешки с мусором с третьего этажа и, по слухам, гнобит старушку-мать. А еще одна бабушка постоянно жалуется на соседей: то они пускают ей по полу ток, то «присасываются» к ее электричеству, а стоит погасить свет, якобы осыпают ее проклятиями. Что делать с этими людьми, мы не знаем... 

- Приклеивать людям ярлык «городской сумасшедший» ни в коем случае нельзя, - говорит врач-психиатр ВОПБ Ксения Ходько. - Порой абсолютно здоровые граждане ведут себя неадекватно, а больные в состоянии ремиссии, напротив, ничем не отличаются от большинства: работают, получают зарплату, пользуются уважением коллег, и распознать у них расстройство может лишь опытный врач. 

По словам Ксении Алексеевны, граждане с хроническими психическими болезнями, как правило, состоят на диспансерном учете. 

К примеру, в Вологде и Вологодском районе у психиатров наблюдается свыше 3 000 человек (примерно 0,8 процента населения этих территорий). Большинство пациентов обязано каждый месяц показываться врачу. Тот оценивает их состояние, назначает лекарства, а если кто-то не явится на прием, то доктор может позвонить родным (законным представителям) либо выйти на дом к больному. 

- За 15 лет у нас ни разу не было случая, чтобы пациент напал на доктора с кулаками, в худшем случае больные могут нахамить или, скажем, захлопнуть перед носом дверь квартиры, - делится Лариса Кудряшова, заведующая диспансерным отделением для взрослых ВОПБ. 

Она уверяет: шансов столкнуться на улице с агрессией психически больного человека гораздо меньше, чем со стороны здорового. 

«И тебя вылечат» 

У гражданина есть три пути в психиатрический стационар. Первый - добровольно прийти к врачу, пожаловаться на душевное здоровье и пролечиться, если врач сочтет это необходимым. Если же гражданин своим поведением пугает родных и соседей (угрожает, портит имущество, забывает выключить газ, и это очень похоже на психическое расстройство), его можно поместить в больницу недобровольно. Для этого родным или соседям нужно обратиться к психиатру, а заодно - к участковому уполномоченному. 

Врач и страж порядка выедут на адрес: если человек здоров, но хулиганит, то им займется полиция. А если тяжело болен, но при этом опасен для окружающих, медики могут направить в суд документы о его недобровольной госпитализации. В частности, в прошлом году в три психбольницы области таким образом были направлены 218 пациентов.

Решение о принудительном лечении (не надо путать его с недобровольным) тоже принимает судья после судебно-психиатрической экспертизы. В основном это касается больных, совершивших преступления и признанных невменяемыми. Подать соответствующий иск может профильное медучреждение (больница, психоневрологический диспансер) и прокурор, а вот у родственников такого права нет (исключение - когда гражданин признан недееспособным).

Так, прошлой осенью суд отправил на принудительное лечение 38-летнего мужчину, который зверски зарезал собственную мать. Он нанес ей как минимум 20 ножевых ранений, а потом объяснил: попутали бесы, которые его выслеживают. Принудительно поместили в больницу и 26-летнего жителя Сокола. Поссорившись с бывшей сожительницей, он озверел: искромсал девушку двумя ножами, а потом еще откусил ей часть носа. Сокольчанина признали невменяемым и передали психиатрам, сообщает пресс-служба судов Вологодской области. 

Сейчас в психиатрических стационарах региона принудительно лечатся 97 человек (еще 67 - амбулаторно). Этих пациентов раз в полгода освидетельствует специальная комиссия, а дальше снова решает судья, продолжить их лечить либо вернуть в общество. 

 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: