Пассажир был готов оплатить проезд, но попал в безбилетники

statics/images/arcticles/032022/09032022x476a4e4c.jpg
Если терминал работает некорректно, пассажир имеет право продолжать поездку при наличии на его карте денежных средств.
Фото Сергея Юрова

Автобусный маршрут № 48 «ВПЗ - улица Архангельская» пассажиры хвалят: приметные красные автобусы ходят часто, салоны чистые, кондукторы спокойные. Вот и в это зимнее утро вологжанин Владимир сел в автобус в хорошем настроении. Но оно быстро улетучилось.

Наказание хамством

Владимир приложил банковскую карту к валидатору, чтобы оплатить проезд, но тот ответил надписью «Отказ». Так же произошло и с другими пассажирами.

Кондуктор автобуса перезапустила электронный аппарат, пояснив, что для восстановления ему нужно время. На следующей остановке в автобус вошла женщина-контролер и в ультимативной форме потребовала от пассажиров либо заплатить за проезд наличными, либо покинуть салон. 

- Наличных у меня не было, я попытался объяснить контролеру, что спешу на работу, а электронный билет оплачу, как только заработает валидатор,- рассказывает вологжанин. - Контролер сразу же перешла на крик, обращаясь ко мне на «ты», и еще раз потребовала покинуть салон, объявив, что автобус дальше не пойдет, а если я захочу, то могу ехать с ними в гараж. Я представился, назвал имя и фамилию, попросил сделать то же контролера-ревизора. Она в полуметре от моих глаз развернула свое удостоверение, но в утренних сумерках я, разумеется, успел прочитать только ее имя. На повторную просьбу представиться она заявила: «Слепой?! Носи с собой очки».

Мужчина попросил контролера не хамить. В ответ на это она подошла к водительской кабине и заявила, что автобус дальше не пойдет. В распахнутых дверях появился сам водитель, представляться он также отказался. 

- Я еще раз объяснил, что из автобуса не выйду, а как только терминал заработает, сразу оплачу проезд. Он вспылил и, громко заявив на весь салон: «Я сам заплачу за этого козла», удалился в кабину, - вспоминает Владимир. 

Как платить - выбирает пассажир

● Потребитель - не только тот, кто имеет на руках билет, но и гражданин, имеющий намерение приобрести услугу, - трактует эту ситуацию Закон «О защите прав потребителей». Пассажир был готов ее оплатить, и исполнитель обязан обеспечить ему такую возможность путем использования национальных платежных документов, а также наличных расчетов по выбору потребителя, говорится в ч. 1 ст. 16.1 этого закона. 
Словом, если терминал по безналичной оплате проезда работает некорректно, ответственность за это лежит на перевозчике, и тогда при наличии на своей карте денежных средств пассажир имеет право ехать бесплатно. 

● Никто не вправе заставить вас платить наличными или покинуть салон, тем более в грубой форме. За оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, должностное лицо несет ответственность в размере до 50 тысяч рублей (ст. 5.61 КоАП РФ). 

● Пассажир за защитой своих прав может обратиться в Роспотребнадзор и даже в судебные органы, в качестве аргумента сфотографировав или засняв на видео проблемы с терминалом, и привлечь для этого свидетелей. 

Автобус тронулся, валидатор заработал, и я сказал, что хочу на глазах контролера оплатить проезд. Но она снова в хамоватой форме, обращаясь ко мне на «ты», покинула салон, заявив, что я могу жаловаться куда хочу. 

Оплатив проезд, Владимир подошел к водительской кабине и вежливо спросил, не хочет ли водитель извиниться. Тот ответил, что нет, а по всем вопросам велел обращаться к кондуктору. 

- Лично к ней я претензий не имею. Эта женщина как могла пыталась сгладить конфликт и вела себя подчеркнуто вежливо, - признает мужчина. - Понимаю, что работа у этих людей нервная, но это не повод, чтобы оскорблять законопослушных пассажиров. 

Возмущенный таким отношением, Владимир отправил жалобу в адрес руководства ООО «ПАТП-4» и в Союз потребителей Вологды. 

Директор автотранспортного предприятия Евгений Пасхин незамедлительно отреагировал на жалобу, подтвердив в письменном ответе факт кратковременного сбоя терминала, но при этом отметил, что требование контролера покинуть автобус на ближайшей остановке законно на основании ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, где говорится, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. В салоне автобуса размещена информация о правилах оплаты проезда с использованием банковских карт, где указано, что, если по какой-то причине не удается произвести оплату картой, следует это сделать за наличные средства. 

Как же бороться с «зайцами»?

- Предприятие переживает очень сложные времена: подорожали энергоресурсы, смазочные материалы, запчасти, шины, - поделился Евгений Пасхин проблемами с представителями Союза  потребителей. - Ситуацию усугубляет строительство моста через Шограш, создающее пробки. Вчера утром сразу семь наших автобусов собралось на улице Конева. О какой выручке может идти речь? За последнее время уволились семеро водителей. Дефицит кондукторов усугубила пандемия, к тому же за безбилетников они наказываются материально. Терминалы - сложные дорогостоящие технические устройства, последние два, приобретенные нами, оказались некачественными, мы бились с ними два месяца, пока тестировали. Контролеров на линии двое, им тоже достается от пассажиров: случалось, и толкали, и в лицо плевали, и мелочью кидали, поэтому не всегда удается сдержать эмоции. 

- «Зайцы» бывают самого разного возраста, - подтверждает кондуктор автобуса Людмила. - Некоторых из них мы за годы работы уже знаем в лицо, но пока пререкаемся да выгоняем их из салона, он, глядишь, две остановки и проедет, а потом перейдет на следующий автобус. Стало много проблем со школьниками: за проезд не платят, говорят, законы знаем, высадить не имеете права, вот и возим бесплатно. Хитрит и молодежь: тычут-тычут в терминал телефоном, а денег, видимо, на счете нет, но обвиняют технику. Платите мне, говорю, я для этого тут сижу и никогда не «зависаю»…

Отметим, что необходимая информация для потребителей в салонах есть, но прочитать ее сложно, так как расположена она на стене кабины у передних дверей слишком низко, неудобно для прочтения, да и шрифт мелковат. 

- Много раз меняли место ее размещения. На стекле запотевает, не держится, - объясняет Евгений Пасхин. - Если повесить выше, то препятствует просмотру водителем движения пассажиров. Пробовали разместить на левой части кабины, что сразу за водителем, так пассажиры срывают, портят, замучились переделывать.

Однако в автобусах ПАТП-1 она на этом выигрышном месте всегда в целости-сохранности и доступна для обозрения потребителей.

- Потому что меняем два раза в год, - сообщила заместитель директора по перевозкам АО «ПАТП-1» Елена Яхнович. - В апреле начнется генеральная мойка автобусов, вот и обновим информационный блок. Проблема «зайцев», конечно же, есть и у нас, но считаю, что пассажир не освобождается от ответственности оплатить проезд, даже если подводит техника. В любом случае несложно иметь при себе 50 - 100 рублей в качестве альтернативного способа оплаты, тем более что сейчас из-за санкций платеж с помощью функции NFC на смартфоне не проходит. 

Следует отметить, что права самостоятельно штрафовать безбилетников у сотрудников автотранспортных предприятий нет, санкционными полномочиями наделены только представители администрации Вологды, которые регулярно проводят рейды на различных автобусных маршрутах, как правило, целой комиссией, подключая к процессу контролеров и инспекторов полиции. 

Каждый месяц количество безбилетников составляет 7-8% от общего городского пассажиропотока. В отношении их оформляются протоколы об административном правонарушении, которые направляются в административную комиссию, и уже она назначает штраф. Его сумма в соответствии с региональным законом Вологодской области составляет сегодня 500 рублей. Но главная цель таких рейдов - мониторинг и профилактика нарушений.

Что касается неприятной ситуации, которая приключилась с Владимиром, то руководитель транспортного предприятия и в письменной, и в устной форме принес вологжанину свои извинения за доставленные его подчиненными неудобства и сообщил, что с сотрудниками предприятия проведен внеплановый инструктаж, а с работавшими в тот день водителем и контролером была составлена профилактическая беседа о недопустимости некорректного поведения с пассажирами. 

В итоге Владимир решил не держать на транспортников зла, зато теперь на всякий случай держит в кармане небольшую сумму наличных - на всякий случай.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: