Деятели кино с опаской выходили к региональным журналистам

statics/images/arcticles/082024/30082024x88812bf3.jpg
Режиссер Илья Казанков.
Фото предоставлены Лабораторией региональной киножурналистики «Наш Экран»
statics/images/arcticles/082024/30082024x32c7b049.jpg
Драматург Алексей Алешковский.
statics/images/arcticles/082024/30082024xe0801c38.jpg
Продюсер Юрий Обухов.
statics/images/arcticles/082024/30082024xb60b52de.jpg
Продюсер Алена Сычева.

Представители кинематографического сообщества обратились за поддержкой к прессе: в России снимается достаточно фильмов, но не хватает грамотных рецензий и кинообзоров. Они пришли к региональным журналистам, чтобы рассказать, как создается кино, на какие нюансы следует обращать внимание при оценке той или иной картины, как с помощью киноязыка искать символы, смыслы и идеи. По их мнению, это позволит прессе и кинематографистам лучше понимать друг друга и привлекать зрителей в кинотеатры.

В течение пяти дней 20 представителей СМИ из разных регионов страны участвовали в мастер-классах Лаборатории региональной киножурналистики «Наш Экран»*. Это просветительский проект Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России, созданный для профессиональных «акул пера», которые хотели бы научиться писать рецензии на отечественное кино. Территорией обучения стал Владикавказ.

- Чем лучше журналисты будут изучать вопрос о том, что снимается, тем лучше. Именно журналисты в будущем смогут вернуть людей в кинотеатры. Знаю по себе: когда со стороны СМИ есть большой спрос, кино легче в прокате. Каких бы платформ для просмотра фильмов ни было, кинотеатры остаются самыми доступными, - сказал на открытии Лаборатории североосетинский продюсер и сценарист Заур Соскиев.

Что же… Журналисты хотели научиться - им представилась такая возможность. Каждый день участники смотрели минимум по две картины, а затем для них проводили мастер-классы представители десяти кинематографических профессий: кинодраматург, режиссер игрового кино, кинооператор, киноактер, режиссер документального кино, кинопродюсер, представитель анимационного кино, режиссер детского и семейного кино, кинокритик, журналист.

Обучение было очень интенсивным. Коллеги беспрестанно строчили в блокнотах, взмывали вверх руки, сигнализируя, что к эксперту есть вопрос по существу, в перерывах между сессиями они записывали аудио и видео для будущих публикаций и репортажей. Ежедневные отчеты летели в Барнаул, Уфу, Калугу, Архангельск, Ярославль, Орел, Великий Новгород, Петрозаводск, Брянск, Пензу, Грозный… Узнав о такой активности многие ведущие мастер-классов выходили на сцену с изрядной долей осторожности: никогда не знаешь, попадешь под натиск критики или под бурные овации.

Была среди участников и журналист «Красного Севера». Далее - о наиболее ярких впечатлениях мероприятия.

Режиссер

Открыл проект фильм 2024 года «Позывной «Пассажир» (16+): молодой писатель узнает, что его брат пропал без вести на Донбассе, возможно погиб. Он едет опознать и забрать тело - и попадает в мир, о существовании которого практически ничего не знал. Принять шквал вопросов пришел сам режиссер Илья Казанков.

- Со стороны кажется, что бегают люди в мыле, а режиссер сидит в кресле и только говорит «начали», - сказал он. - Я пришел рассказать, в чем состоит работа режиссера, где он в фильме.

Помимо трех главных героев, особый интерес к картине вызвал образ мальчика Митьки, который рвется воевать.

- На репетиции сцены, где мальчик выходит один против танка в самодельной кольчужке, и танк останавливается в нескольких шагах от него, я стоял с ним рядом, и даже мне было не по себе, когда техника надвигалась, - поделился Илья Казанков.

Не будем раскрывать перипетии сюжета для тех, кто не видел картину, но скажем сразу, что «Позывной» вызвал неоднозначную реакцию. Там было много сильных сцен и узнаваемых ситуаций, но сразу несколько журналистов отметили, что хотелось бы большего раскрытия личности главного героя - Николая. В рядах коллег развернулась дискуссия, является ли он мажором, который повзрослел и обрел смысл жизни, или он как был хорошим человеком, так им и остался, а перерождения не произошло.

- Большое счастье для режиссера - снять такое кино, которое созвучно с твоим собственным мнением, отношением к ситуации, где ты помогаешь разобраться и себе, и, наверное, зрителю, - рассказал режиссер. Кстати сказать, по первой специальности он военный.

Драматург

Самая бурная за все время работы лаборатории дискуссия состоялась на второй день, когда журналистам показали фильм Рауфа Кубаева 2022 года «Храм» (18+). Накал страстей принял на себя и пытался сдержать заместитель председателя Союза кинематографистов России, президент Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский. Он сам выбрал этот фильм для обсуждения и назвал его неоднозначным.

- Главный критерий в нашем мастерстве - авторское высказывание. Если кинокритик может оценить, в чем смысл истории героя, - это, наверное, и есть главный вопрос, потому что есть масса критериев чисто технических или эстетических, но здесь мы говорим о смысле истории, о ее содержании, - рассказал он.

Авторское высказывание в фильме «Храм» вызвало небывало горячую дискуссию. Если в фильме первого дня сразу было понятно, кто положительный герой, кто отрицательный, то здесь многие журналисты пришли к выводу, что положительных у Кубаева нет, даже старушка-мама вызывает огромные вопросы… Может ли жертва преступника стать носительницей нравственного идеала? Чья идея важнее и жизнеспособнее - проститутки или священника?

- Нет и не может быть какой-то единственно верной интерпретации. Смыслы создаем мы, - подчеркнул Алексей Алешковский. - Расшифровка может быть самой фантастической. Каждое кино - катализатор наших собственных внутренних конфликтов.

Продюсер игрового кино

Продюсер Юрий Обухов представил картину «9 секунд» (12+), которая выйдет в прокат 26 сентября. Это было одно из самых сильных впечатлений для многих зрителей - подвиг простого бурятского парня Алдара Цыденжапова, матроса Тихоокеанского флота. Реальная история 2010 года разворачивается на фоне тех мест, где жил Алдар, на фоне удивительных пейзажей и мотивов бурятского эпоса. И даже больничная палата в фильме - та самая, куда привезли матроса, когда он спас свой корабль.

Все это рассказал журналистам Юрий Михайлович - и как он общался с родителями Алдара, и как власти региона отнеслись к съемкам фильма, какие эпизоды были полностью основаны на реальных событиях, а какие дополнены сценаристом для того, чтобы история стала более объемной. Мы расскажем об этом в одном из следующих номеров газеты. Съемочная группа уже согласилась предоставить «Красному Северу» подробную информацию.

При этом продюсер заинтересовался двумя вологодскими Героями: Александром Панкратовым, который в 1941 году первым в истории Великой Отечественной войны закрыл собой вражескую огневую точку, совершив подвиг самопожертвования, и Сергеем Премининым, который в 1986 году в Саргассовом море ценой жизни заглушил ядерный реактор на подводной лодке К-219. Юрий Обухов выразил готовность подробнее узнать о наших легендарных земляках и сообщил, что готов помочь в составлении сценарной заявки.

Продюсер анимационного кино

Одной из наиболее полезных для обучения оказалась встреча с продюсером анимационного кино, киноведом Аленой Сычевой. Она показала журналистам сразу несколько анимационных фильмов - как коротеньких, так и длинных, как настоящих произведений искусства, так и очень топорных, чтобы на их примере научить понимать картины, которые обыватели ошибочно называют мультиками.

Первая кинорецензия прошедшего обучение журналиста «Красного Севера» будет посвящена североосетинской картине «Семь черных бумаг» (12+) режиссера Анатолия Колиева.


*Проект реализуется Гильдией продюсеров и организаторов кинопроцесса СК РФ при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Союза кинематографистов России, Союза кинематографистов России, Министерства культуры Республики Северная Осетия-Алания, Комитета по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинского республиканского отделения Союза кинематографистов России.

 

 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: