«Семейная реликвия Победы»

Дорогие читатели! Спасибо за активное участие в конкурсе «Семейная реликвия Победы», объявленном нашей газетой в конце февраля нынешнего года. В редакцию пришло много поистине теплых и интересных мини-рассказов со снимками о том, как бережно, передавая из поколения в поколение, вы храните память о воевавших и трудившихся в тылу родственниках. Напоминаем всем, что прием конкурсных работ закончен, как было прописано в условиях конкурса, 28 апреля. Итоги конкурса будут подведены после того, как мы опубликуем все присланные на него материалы до этого времени. Победителей ждут призы и дипломы от «Красного Севера»!

Постараемся быть достойными фамилии прадеда

Мой прадед Павел Иванович Макаров родился 30 мая 1918 года в деревне Канево Лежского района. Рос в многодетной, но обеспеченной семье. До армии работал столяром.
В октябре 1939 года был призван на срочную службу. Войну встретил в рядах Красной армии, где получил профессию телефониста.

Ефрейтор Павел Иванович Макаров. 
Прадед был умелым бойцом, не зря его наградили орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина». Он дважды был ранен, прошел путь от Москвы до Ленинграда и Берлина, воевал на пяти фронтах: Юго-Западном, Волховском, Ленинградском, 1-м и 2-м Белорусских. 
Я постараюсь рассказать об одной из военных семейных реликвий.

Орден Красной Звезды - семейная реликвия Победы.
В приказе от 29 апреля 1945 года по тяжелой гаубичной артиллерийской Краснознаменной ордена Кутузова Померанской бригаде разрушения читаем: «От имени Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество наградить орденом Красной Звезды ефрейтора Макарова Павла Ивановича».
В представлении было записано: «В боях при прорыве обороны противника на западном берегу реки Одер показал исключительное мастерство, смелость и отвагу. Находясь на наблюдательном пункте, обеспечивал телефонной связью командира дивизиона с командирами батарей. 16 апреля 1945 года во время артиллерийской подготовки была прервана телефонная линия. Товарищ Макаров, рискуя жизнью, в течение короткого времени устранил повреждение, и боевая задача была выполнена. 
В течение дня товарищ Макаров устранял до 12 повреждений на линии под артиллерийским обстрелом противника». 
Мы с сестрами любим рассматривать военные реликвии прадеда, читать архивные документы и видим, каким героем он был. Поражаемся выдержке, умению Павла Ивановича выстоять в таких тяжелых условиях. Постарается быть достойными его фамилии.
Егор МАКАРОВ, ученик Сидоровской школы, станция Лежа, Грязовецкий район

Старый очечник и четыре «памяти»

В нашей семье бережно хранится старый металлический очечник с очками моей прабабушки - Елены Филипповны Печниковой из деревни Дуброво Череповецкого района. Скорее всего, именно в этих очках она читала письма с фронта от своих сыновей - Ивана, Павла и Петра. И, надо полагать, они видели немало материнских слез.

Старые очки, которые видели немало материнских слез. 
Елена Филипповна проводила своих сынов на войну в самом ее начале. И в том же 41-м получила страшное известие о гибели старшего - Ивана. Тогда или позднее - фотографию своего первенца, снятого на вручении дипломов третьему выпуску Череповецкого лесомеханического техникума; обернув в тетрадную обложку и написав на ней карандашом «Памят» (моя прабабушка всего год ходила в школу), положила ее в свой очечник.
А война продолжалась. Осенью 43-го перестали приходить и без того редкие письма от среднего сына - Павла. Материнское сердце чувствовало беду. Да, похоронка и на этот раз не обошла прабабушкину избу. Эту горькую весточку она тоже положила в свой очечник.
А сохранил и передал нам эту семейную реликвию Победы младший сын Елены Филипповны, мой дедушка - Петр Иванович Печников. Он воевал в десантных войсках, вернулся с войны инвалидом. И можно сказать, восстал из пепла. Была на войне и моя бабушка - Раиса Ивановна, дедушкина жена. Под старость они оба пользовались прабабушкиными очками. А после ее смерти на листочке, где было написано «Памят», мой дедушка добавил - «Две памят».
Через много лет не стало и дедушки. 
В скорби мама открыла старый очечник, а там на этом листочке - написанное дедушкиной рукой: «А теперь и третья память». Выходит, дедушка чувствовал свой уход.
Через пять лет не стало и бабушки, и мы дописали на листочке «четвертую память». Такая вот у нас семейная реликвия Победы.
Ирина ЛУССЕ, Вологда

Фото мамы с ее дядей Леонидом Андреевичем

У мамы с 1938 года хранилось фото, где она на снимке со своим дядей, Леонидом Андреевичем Олонцевым. Она всегда говорила, что это ее спаситель. Объясняла, что в детстве была старшей из детей в семье, забота о младших была возложена на нее. Мама думала, что не окончить будет и школу. И вот приехал в отпуск брат отца. Посмотрел на все это и сказал отцу: «Андрей, ты что делаешь с Надькой-то?»
   
Так ее «освободили», она стала успевать в школе и успешно ее окончила. А после войны на обороте снимка пришлось поставить пометку: «Погиб в войну». Теперь открыты военные архивы, и мы смогли найти информацию о дядиной судьбе. Дата поступления на службу - март 
1942 года, воинская часть 170-й танковой Кировоградской Краснознаменной бригады 2-го Украинского фронта, ефрейтор и младший сержант. Автоматчик моторизованного батальона. Имеет награды - орден Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги». Легко ранен 23 ноября 1943 года под Ленинградом, легко ранен 27 июля 1943 года под Мелитополем, тяжело ранен 5 октября 1943-го (где - неразборчиво), ранен 22 августа 1944 года. Вот так…
Клара КОГУТ, Верховажье
Конкурс «Семейная реликвия Победы»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: